Арбенина в Томске: о цензуре, Юрии Лозе и короткой стрижке

Диана Арбенина приехала в Томск встретиться со студентами и выступить с новой программой «Выживут только влюбленные». Встреча и концерт прошли в Томском госуниверситете. Диана Арбенина рассказала о том, как она научилась играть на гитаре, как стала художником, как попала в книгу Юрия Лозы и почему ей еще в 5 классе коротко подстригли волосы.

Встречаться со студентами во время концертных туров Диана Арбенина начала после того, как в одном из вузов Великобритании у нее спросили: встречается ли она с российскими студентами? В Великобритании певица читала лекции о русской литературе и свои стихи.

С чего все начиналось

– После лекции в Лондоне поднялся молодой человек и спросил: «Скажите, Диана, а почему вы к нам приехали? А где в России вы встречались со студентами, в каких университетах были?». И мне стало неловко, потому что в России я не была ни в одном университете. Мне даже в голову не приходило начать такое общение. Я стала практиковать такие встречи. Начали с Владивостока, потом был Хабаровск, потом средняя полоса России, некоторые сибирские города. Могу вам сказать, что без Томска это начинание было бы, как минимум непонятным, потому что Томск – самый студенческий город страны.

Об образовании

– Я занимаюсь рок-н-роллом 22 года. Закончила питерский университет по специальности «русский язык для иностранцев», я лингвист. И могу сказать, что я не проработала ни одного дня по специальности. Но то, что я нахожусь перед вами, и то, что моей группе 22 года, этой стойкости меня как раз и научили в университете. Не в школе, а в университете. Поэтому я вас ни к чему не призываю, но, не вздумайте бросить! Да люди соскакивают иногда даже с пятых курсов, разочаровываются. Но если вы уже поступили, доведите это дело до конца, а потом занимайтесь всем, чем угодно.
Вот что такое профессионализм в рок-н-ролле? Кто-нибудь знает, что это такое? Да никто. Представьте, если сказать, что Мик Джаггер — это профессионал, с какой стати? Те, кто занимаются искусством, становятся профессионалами только благодаря количеству и качеству нашей работы и еще, конечно, учителям. Вот учителей у меня не было, я могла учиться только на пластинках, слушая музыку.

Как я научилась играть на гитаре

– Меня научил играть на гитаре отец. У него была гитара, и я к нему подошла и говорю: «Тятя, а на сибирский манер я называла его тятей, научи меня играть на гитаре. Он говорит, вот это «ля», вот это «ре», вот это «ми», поняла? Поняла. Я пошла в свою комнату и стала подбирать песню Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство», а она начинается с до-мажора, а вот этот аккорд тятя мне не показал. Я вернулась обратно, говорю: что-то как-то не подходит не «ля», не «ре», ни «ми». Он мне говорит: я тебе три аккорда показал, все – вали. Вот и все мои университеты. Но, в данном случае, я исключение из правил. Я не могла не петь. Я сама сделала себя и свою судьбу. Совмещайте высшее образование с любым видом творчества. Закончите вуз, отксерокопируйте диплом, как я сделала, и пошлите маме и папе. А я еще написала, я язва была, «прошу прощения, что шел так долго». Когда я бросила учебу в Магадане на факультете иностранных языков, влюбившись в Питер и решив переехать туда, моя мама была категорически против. Она говорила, что в нашем роду никогда не было бабочек, порхающих с цветка на цветок. И только потом, повторно поступив в Питере в вуз и закончив его, я поняла, насколько мама была права. Ну не мешает высшее образование вашей жизни.

О семье

– Мама сегодня в Томске, вчера она была в Кемерово, позавчера была в Новокузнецке и далее по списку. Маме 69 лет, она работает с нами, в нашей группе. Мне кажется, что у нее сил больше, чем у нас всех вместе взятых, она умудряется нас даже строить. Опять же, возвращаясь к тому, что она была против. Я ей доказала. И в какой-то момент, когда она вышла на пенсию, мы решили, что она будет работать с нами. На гастролях я по детям очень тоскую, и послезавтра, когда я встречусь с детьми, завтра у нас по плану Красноярск, послезавтра я жду как дембеля.

О цензуре

– Легко убить то смелое, что может создать человек, если есть цензура.
Но при этом, сегодня я наблюдаю такое количество графоманства, такое количество пошлостей в музыке, в литературе, в писательском ремесле. И невольно думаешь, а где же эта цензура?
То, что мы вынуждены зачастую слушать по радио, садясь, например, в такси, – это же просто кошмар. Но цензурой можно убить и действительно хорошие и смелые вещи. С другой стороны, если будет такая вседозволенность, то все у нас станут поэтами, писателями и до добра это не доведет. Для того, чтобы научиться писать, нужно много лет этим заниматься. Ну уж точно, не зарабатывая себе очки в ЖЖ, Фейсбуке и так далее. Я не могу точно ответить на ваш вопрос, нужна она или нет. Хотя дешевка, которой сейчас стало очень много, она и без цензуры сама себя съест.

О живописи

– Что касается моей персональной выставки, которая откроется в Центральном доме художника в Москве 19 апреля. Меня распнут тут же. Я уже знаю ту самую оценку. Я не умею рисовать вообще. И с удивлением наблюдаю за тем, что со мной происходит. Ведь мною написано более 60 картин. Я думаю, интересно, как это у меня получилось. История с рисованием имела две части: первая была в детском саду, когда воспитательница склонилась надо мной и сказала, что эта девочка никогда не научится рисовать. Вторая: прошло много лет и я пошла в магазин и купила холст и масляные краски. Пришла домой и начала рисовать без кисточки. Мой куратор выставки Алла Решетникова спросила меня, где у вас мольберт? И удивилась тому, что я не знаю, что такое мольберт. Потом она спрашивает: а где ваша палитра? Я спрашиваю, а что такое палитра? Она: Ну, где вы смешиваете краски? А я ей, а зачем?... Я действительно ликую и радуюсь: я беру холст и делаю все, что хочу, не оглядываясь по сторонам. А потом Алла Решетникова говорит: удивительное дело, не знает, что такое мольберт, а на целую выставку напахала.

Про короткую стрижку

–У меня были длинные волосы до пятого класса. А в пятом классе меня отправили, как очень активную и прилежную девочку, в пионерский лагерь «Океан», который находился около Владивостока. И мои родители, посчитав, что гигиенически правильно будет вернуть меня здоровой, решили эти волосы укоротить. И между прочим, не без основания. Потому что многие привезли из лагерей в волосах нечто, а я не привезла.

О Юрии Лозе и его книге

– Мне позвонил очень популярный ныне деятель Юрий Лоза и попросил для его книги текст песни «Земляничная». У меня двое детей, еще груднички, мне некогда. Но Юрий возник у меня на пороге. В шапке «пирожком», с дипломатом. Я подписала быстро, что не возражаю насчет использования моего текста. Спустя года полтора мне звонит мой директор и говорит: ты с Лозой встречалась? Я говорю, да, он попросил текст моей песни для анализа и я не возражала. Мой директор приносит мне книгу, открывает, а там написано: «На примере Дианы Арбениной мы видим поток сознания шизофреника» и так далее. Я говорю: вот нахал! Юрий Лоза так считает. Ему наверное виднее. В последнее время мне кажется, ему намного виднее, чем нам всем вместе взятым (смеется). Так он еще и подарил мне свои книги. До чего нужно дойти, чтобы думать, что человек, прочитает про себя это и будет рад видеть эту книгу дома.

 

Автор: Симакова Лидия

Источник - Агентство новостей ТВ2