О кумирах
Я привыкла к тому, что мои песни разбирают на молекулы и даже научилась относиться к этому спокойно. А ведь когда я их писала, вкладывала совершенно другой смысл. Бывает, когда вижу какие смыслы закладывают люди в написанные мной песни, меня это забавляет. Понимаю, что каждый находит в моем творчестве что-то для себя и что-то свое.
Лично я всегда была и буду поклонником столпов нашего русского рока 80-х. Я фанат Вячеслава Бутусова. Мне нравятся от начала до конца все его музыкальные строчки, эксперименты, все периоды его жизни. Лишь в этом смысле я понимаю, что такое фанат. Но мое фанатство – «умное», ведь мы вместе с ним даже пели. Но подойти и спросить у него автограф – такого не было. Единственный человек, у кого я попросила автограф – Майя Плисецкая. Мы находились с ней в одной компании, в один момент я схватила ее за руку и мы, даже не зная друг друга, будто взлетели по нескольким пролетам в доме композиторов в Санкт-Петербурге. Мы стояли за шкафом, и вдруг я ей спела одну песню. Она мне сказала важные слова, потом расписалась в книжке. Это был единственный случай, когда я решила, что этот автограф действительно важен для меня.
Об образовании
Я лингвист, и это заявка на то, чтобы люди слушали мои песни. Я стараюсь бережно обращаться со словом и слогом. Моя мама очень хорошо образована. Не так давно в одном из университетов Москвы я диктовала текст Тотального диктанта. К моему стыду, я не знала его автора, Евгения Водолазкина. Я сильно прониклась текстом, мне кажется, это хороший современный русский писатель. Завидую новосибирцам, потому что это они первыми придумали диктовать тотально на территории нашего государства. Позднее к ним присоединилось 200 стран мира. Я удивляюсь, почему это не придумали, например, казанцы или питерцы.
Это очень простая идея, но она правильная, потому что люди пишут с чудовищными ошибками. Я не хочу быть занудой и звучать как человек, который переучился. Но проживая в России, надо уважать свой язык и хранить его, иначе нас очень просто будет завоевать.
Во время диктанта у меня были вопросы по пунктуации. Она была авторская и очень сложная. Я сама не понимаю, как можно поставить вместо тире запятую и это не будет ошибкой.
Даже несмотря на то что перед диктантом у меня было несколько самолетов и были разные временные пояса, я не жалею об участии в этой акции – было безумно интересно. В тексте были три абзаца, они были очень большие, а в одном из них даже стояли скобки. В один момент я посмотрела на ребят, которые корпели над этим текстом. Смотрела с гордостью, потому что они молодцы. Раньше я бы тоже осмелилась написать такой диктант, потому что я хорошо знала русский язык. Но давно себя не проверяла. У меня есть один пунктик – я не воспринимаю запятые. В моих текстах запятых вообще нет. У меня только точки, тире и двоеточия. Возможно, в следующий раз я решусь и все-таки приму участие в диктанте в качестве испытуемого.
О книгах
Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете на филологическом факультете, но есть книги, которые я не читала. Не из-за того что не хотела, а просто эти книги меня не цепляли. Я так и не прочитала «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Открывала и закрывала книгу. Более того, я не фанат фильма «Три мушкетера». Они, безусловно, обворожительны, но каждый раз, когда ты выходишь первого января в кухню, вся семья доедает оливье, в это время обязательно по экрану проходит Д’Артаньян и только тогда понимаешь, что Новый год закончился и первое января наступило. Может быть, когда мне стукнет 85 и кто-нибудь укроет меня одеялом, накормит первым, вторым и компотом, я прочитаю этих «Трех мушкетеров». Но не обещаю. А до этого времени я с удовольствием буду перечитывать любимую классическую литературу, с которой начинала – Тургенева, Толстого, других.
О внешнем виде
У меня масса сценических костюмов и каждый подобран под настроение. Когда с Юрием Башметом и симфоническим оркестром мы исполняли песню «Лети моя душа», я вышла в кожаном фраке. Я люблю соответствовать моменту, и для выступления тогда сшили специальный костюм. Уверена, что он будет еще раз использован, если что-то подобное повторится. Зато теперь в моем гардеробе есть кожаный рок-н-рольный фрак.
Об отдыхе
Я очень мало сплю и реагирую на все очень остро. Была бы моя воля, я адаптировалась бы к жизни и миру, потому что он жестковат, но у меня пока не получается. Зато мне ни во что себя не надо вгонять, как другим авторам, чтобы начать писать стихи и песни. Когда я пишу песню, она меня полностью забирает. После этого наступает катарсис, который похож на расслабление. Собственно так я и расслабляюсь. Хандры у меня не бывает. Может появиться печаль от того, что я вижу, и не могу что-то сделать, чтобы изменить это. Но я не пессимист, и забившейся в углу вы меня не найдете никогда.
О работе
Я очень застенчивый человек. Особенно это проявляется на сцене, потому что я никогда не могу спокойно и свободно смотреть в зал. Есть артисты, которые поют и смотрят в зал. Мне же кажется, что я переступаю этим некую грань. Двадцать один год назад все участники нашей компании, из которой вышло много музыкальных людей, пели только с закрытыми глазами. Эта привычка осталась у меня до сих пор. Бывает, что когда наш режиссер по свету водит своим точечным лучом по залу, я могу увидеть человека, которого я не увижу больше никогда и ни разу на него не посмотрю, но весь концерт я буду петь именно для него.
Об альбоме
Записывать альбомы за границей – не прихоть современных музыкантов. Меня потащил в Таиланд один парень, с которым я записывала пластинку. Только потому, что музыкальная звукозаписывающая студия там стоила столько же, сколько стоит в Москве или Питере, а условия другие. Например, там не нет пробок, совершенно буддистская атмосфера и спокойствие во всем.
Есть люди, которым нравится записать альбом там же, где записывались легендарные The Beatles. Но всегда задавайте себе вопрос: «Зачем?» Ведь где ты, а где The Beatles! Мне понравилось ездить за границу, но мы пришли к решению сделать студию у меня дома. И сейчас это называется студией группы «Ночные снайперы».
Есть разница в подаче музыки. На Западе вокал строится из инструментов и музыки, которую они создают. У нас – если вокал утоплен, значит, плохо поработал звукорежиссер. Некоторые слушают, некоторые танцуют, некоторые отрываются – есть разные категории слушателя, и я считаю, что угодить надо всем.
Во всей русскоязычной музыке голос «торчит» и смысл превалирует над музыкой. Мне бы хотелось слышать хорошую музыкальную попсу в России, но мелодии остались во временах советских композиторов. Сейчас очень мало красивой музыки. Русский рок сейчас – большая проблема, и мне не хватает качественных мелодий.
О воспитании
Дети внушают огромный оптимизм, и благодаря им я вообще не устаю. Если после концерта бываю в тяжелом состоянии – достаточно 30 минут с ребенком, и я уже могу играть второй концерт. Дети могут легко вывести из себя, и меня удивляют люди, которые нагло врут, когда говорят, что дети их никогда не выводят. Это вранье!
Когда я была беременная, старалась не читать никаких книг о том, что со мной будет. Я боялась чего-то и не хотела даже знать, что меня ждет. Но одну книгу я все-таки прочитала. Там было сказано, что когда вы почувствуете раздражение, то отдайте ребенка другому члену своей семьи на какой-то промежуток времени. Это меня иногда спасает.
О Теме и Марте
У меня двойня, и бывает, что я не просто раздражаюсь, а просто не знаю, как себя вести. Недавно мой Артем залез в холодильник в магазине, мне стало смешно, и я рассмеялась, потому что всегда нужно реагировать на поступки детей. Быть строгой мамой я не могу.
Помню, на улице началась ужасная грязь, и свой свободный день я решила посвятить походам с детьми по магазинам. Чтобы купить им резиновые сапоги и куртки, чтобы им было тепло и они, как все нормальные дети, не думали, что они в грязи. И вдруг няня, которая пошла с нами, закричала: «Тема, нам сейчас снова скажут: «Женщина, следите за своим ребенком!» Я поворачиваюсь и серьезным лицом спрашиваю у сына, что он сделал.
И тут я вижу, что он становится как чехол моего телефона – бледнеет, у него от неловкости проваливается носик. «Мама, пока Лариса покупала курицу, я залез в холодильник. Он был с двумя моторчиками, и один уже не работает». Мне стало так смешно! Нормальная история для мальчишки.
Бывало и такое, что воспитательница вызывала и говорила, что Тема сорвал урок английского языка. Потому что у его сестры Марты получалось, а у него нет. Когда они вдвоем, у них адская конкуренция и ревность друг к другу. Я стараюсь искать разумный выход и просто говорю – разводите их в разные группы. Они пока очень ревнуют меня друг к другу.
Когда я раздражаюсь и понимаю, что мое терпение на исходе, я выдыхаю и задаю себе вопрос: «Была бы я так счастлива, если бы у меня их не было?» И тут голова сразу становится на место. Ценить что у тебя есть – это хорошая материнская истина.
Источник - Woman's Day