Диана Арбенина: «Мои дети — лучшее, что я сделала в жизни»
Легендарная «снайперша» о своих двойняшках, своей «крыше» и о том, почему нельзя любить всё человечество
Хрупкая как у подростка фигурка. Обезоруживающая улыбка. На лице ни грамма косметики. И ни малейших признаков звёздности! Стильная, открытая, дерзкая, она живёт в ритме рок-н-ролла, упорно называет свои стихи текстами, а песни — антипеснями. Приветственная заставка на её мобильнике — «Don't Stop!». А розы у неё пахнут полынью.
Мы встретились с Дианой в рижском ночном клубе за несколько часов до концерта, на котором «Ночные Cнайперы» представляли свой новый диск «4». Обычно артисты рассказывают о новом детище взахлёб. Я была готова выслушать подробный рассказ о поисках звука, образов, аранжировки и прочих муках творчества. Но наш разговор плавно, как-то сам собой свернул на другую тему, которая для Арбениной сейчас главнее всего в жизни, — её семью.
Во-первых, мама...
— Диана, когда вы всё успеваете? Писать песни, записывать альбомы, выпускать книги, гастролировать с «Ночными Cнайперами» и сольно, с гитарой наперевес... А ещё воспитывать двойняшек Артёма и Марту, которым в феврале исполнится три года...
— Вот! Сразу расставим приоритеты. Во-первых, я мама, во-вторых — я мама, и в-третьих — я тоже мама. Всё остальное — музыка. Она по-прежнему любима, и вряд ли я смогу без неё прожить. Но дети для меня самое главное и лучшее, что я сделала в своей жизни.
— Вы стали мамой не рано — в 35 лет...
— Самый возраст! Когда в 18 или 20 лет вдруг становишься мамой, то сидишь и думаешь: вот, чёрт побери, я ещё погуляла бы, поездила. И невольно начинаешь проецировать эти совершенно недостойные эмоции на ребёнка. А он-то ни в чём не виноват... А вот когда рожаешь детей в 35, ты понимаешь, что пришла пора о себе забыть и отдать детям всё, чтобы воспитать их хорошими людьми.
— Сейчас существует много систем воспитания. Какой вы придерживаетесь?
— О, это история! Когда Тёма и Марта родились, я заставила маму уволиться с работы. Но не для того, чтобы она помогала мне в кормлениях, купаниях и пеленаниях, нет... Просто я хотела, чтобы мама раскрыла мне секрет, как воспитать такого ребёнка, как я. И воспитала своих внуков по моему образу и подобию. Мне кажется, что меня очень хорошо воспитали: в любви, доброте, уважении к родителям... Родители для меня до сих пор друзья, причём без переходов на панибратство, что очень важно. Но... Вся моя затея с треском провалилась!
— Почему?
— По мере того как мои дети росли, я понимала: всё, что было хорошо со мной, к ним уже неприменимо. Сейчас совершенно другое время. Теперь я воспитываю Артёма и Марту не то чтобы по своей системе, но со своей колокольни. А бабушка их балует, «крышует». Бабушка — наша «крыша»! (Смеётся.)
— А может, так и надо — баловать? Есть же такая методика, по которой детям до пяти лет нельзя говорить слово «нет»...
— Это не мой случай. Слово «нет» мои дети прекрасно знают. Я считаю, что говорить «нет» необходимо. Только всегда нужно объяснять, почему.
Колыбельная антипесня
— Многие дети артистов растут за кулисами. Так сказать, с детства приобщаются к искусству...
— Это лишнее. У детей должен быть режим: в девять они должны спать. Если я на концерте допоздна, то их укладывает няня или моя мама. Но если я дома — детьми занимаюсь только я. Потому что я очень ревнивая!
— А свои антипесни вы детям перед сном поёте?
— У меня есть ограниченное количество песен, которые я пою Тёме и Марте. Из этих песен только одна моя — «Голубой слон», из ранних, первых. Она лёгкая и хорошо принимается ими. Я вижу, как они сопереживают. А вообще мои дети знают, что их мама поёт. Узнают меня, если слышат по радио или видят по телевизору. Но никакого культа мы из этого не делаем.
— Досталась ли двойняшкам в наследство ваша музыкальность?
— В этом смысле хороший парень Тёма. Очень быстро схватывает, у него идеальное чувство ритма. Со временем я буду это в нём развивать, но педалировать не хочу. Пусть сам идёт вперёд.
— А как отнёсся к появлению на свет близнецов ваш сенбернар Робеспьер?
— Для Робеспьюши рождение детей стало потрясением. Он привык быть главным объектом любви и заботы в доме и поначалу ревновал меня страшно! Но всё-таки он их принял. Сенбернары вообще очень дружелюбные собаки. Другое дело, когда мы вместе выходим на прогулку. Тут я стараюсь следить сразу за всеми. Робеспьер та-а-кой здоровый — вильнёт невзначай хвостом, а это опасно.
«Две звезды» — исключение из правила
— Диана, как случилось, что вы, совершенно непопсовый персонаж, попали в такую попсовую тусовку, как телепроект «Две звезды» на Первом канале?
— А что такое, по-вашему, попса?
— Дурной вкус: примитивные мелодии, убогий текст. Этого добра полно на современной эстраде.
— А не в эстраде дело! Вся музыка делится на хорошую и плохую. Что же касается жанров, то у меня внутри живёт цензор, который не позволяет мне петь плохие песни. А если речь идёт о хорошей песне, то мне всё равно, кем она написана и в каком стиле звучит. Для меня главным в этом проекте было то, что люди имели возможность услышать хорошие песни в достойном исполнении. Впрочем, у меня и партнёры были достойные: Валерий Меладзе, Евгений Дятлов, группа «Би-2», Тамара Гвердцители...
— Вы участвовали в похожем проекте и на Украине...
— И тоже об этом не жалею. На Украине он назывался «Голос страны», а вообще-то это голландский проект The Voice, который стал мировым. На него подписались 12 стран, включая Индию и Мексику.Обычно мне жаль тратить время на телевидение. Но эти два проекта — «Голос» и «Две звезды» — исключение из правила.
Самая страшная тайна
— Как вы обычно отмечаете Новый год?
— Обычно я до последнего говорю, что буду сидеть дома, но за пару дней до 31 декабря ко мне подходит менеджер и говорит: «Динка! Есть корпоратив! Поедем?» И я еду. Мне же на детей зарабатывать надо.
— И в этом году на корпоратив рванёте?
— Нет! В этом году всё будет по-другому. Открою вам самую страшную тайну: в этом году я очень сильно влюбилась! Хочу остаться дома и встретить Новый год в составе: я, мои дети и мой любимый человек...
— Чего вы пожелаете на Новый год читателям «Субботы»?
— Беречь людей, которых вы любите. Их в жизни немного. Например, для меня это мои дети, родители, брат, моя новая любовь... Нельзя любить всё человечество. Да и зачем? Достаточно тех, кто рядом с тобой.
Базис и надстройка
— В этом году у вас вышла книга «Аутодафе» с замечательными стихами. Чем она отличается от предыдущих сборников: «Патронташ», «Дезертир сна», «Колыбельная по-снайперски»?
— «Аутодафе» вышла в этом году, да? А мне казалось, давным-давно. Очень быстро летит время. Я что-то делаю и сразу забываю. (Улыбается.)Книга готовилась к печати достаточно долго, и я рада, что могла включить в неё тексты, написанные в разные годы, но раньше не издававшиеся.В послесловии к книге я написала: «За пазухой нет ничего. Смогу ещё — будет ещё. Если это всё — спекуляций не случится. После меня останутся только «Дезертир», «Колыбельная» и «Аутодафе».
— Если положить на одну чашу весов все ваши концертные выступления — с лесом рук, блеском огней и рёвом фанатов, а на другую — то тихое состояние, когда вы сидите в одиночестве и пишете стихи и музыку, то что перевесит?
— Конечно, то состояние, когда я пишу. Я продолжаю делать это постоянно. Даже после рождения детей и погружения в семью количество песен, которое во мне роится, не стало меньше. Я прекрасно понимаю, где базис, а где надстройка. Базис — это моя внутренняя работа: музыка, тексты. А концерты, фанаты и всё прочее — потом.
— Я знаю, что вы рисуете. Не планируете в ближайшие годы провести персональную выставку?
— Рисую, хм... Это я так шучу! Нет, на самом деле я очень люблю масло и холст. Но никогда не думала, что это моё. В первом классе одна добрая учительница мне сказала, что рисовать я вообще не умею. Чем и отбила у меня это желание раз и навсегда. Но вот недавно я вдруг вернулась к рисованию. И выяснила, что получается!На выставку не претендую. Мне вполне достаточно того, что мои картины пустили с аукциона, и это помогло детям из детского дома под Рязанью.
Рижские подарки для двойняшек
— Вы много гастролируете. Какой город или страна вам ближе всего по энергетике?
— Трудно сказать. Мне всегда комфортно там, куда я приезжаю. Ведь в силу гастрольно-кочевой жизни я редко бываю дома. Потому я приспосабливаю под себя чужие города, обустраиваю их так, чтобы мне было уютно. Это сравнимо с ситуацией за рулём. Чем больше скорость, тем больше ты должен слиться с машиной, стать единым организмом. Так и с городами, и со странами.Мне хорошо там, где я есть. Очень люблю Ригу. И не знаю ни одного человека, который не любил бы ваш город.
— Как вы проводите время, когда бываете в Риге?
— Гуляю! На машине не езжу. Смотрю на дома, сижу в ваших кофейнях. Они у вас особенные. Иногда захожу в магазины. В этот приезд купила для Марты шикарную куклу: не чокнутую Барби, а классную умную игрушку. Она была только одна. Мне её продали прямо с витрины.
— А Тёма что, без подарка остался?
— Нет, почему! Ему я тоже везу из Риги подарок — целый ящик инструментов: всякие молотки-стамески. Подарочек с намёком: он постоянно всё разбирает — видно, хочет докопаться до сути. Пусть хоть раз что-то соберёт!
Просто «4»
— Диана, почему ваш новый альбом называется «4»?
— Мне эта пластинка пришла во сне. Я уснула и услышала то, как нужно делать те песни, которые уже были на тот момент мною написаны. То есть я услышала аранжировки. И мы их записали.В августе у альбома возникло рабочее название — «Нэцкэ». И вдруг я опять вижу сон, что мне кто-то говорит: «Называй альбом цифрой 4».Я уверена в том, что, когда взрослеешь, к тебе приходят знаки. Им нужно следовать. Потому что они о чём-то говорят. Как и сны. Поэтому и назвала альбом «4». И только потом подумала: может, разгадка в том, что три года назад 4 февраля у меня родились дети?
— Программа, которую «Ночные снайперы» представили в Риге, сопровождалась видеорядом. А ещё вы каждому зрителю подарили свой новый диск!..
— Да! Мы никогда раньше этого не делали. Впервые решили отследить взаимосвязь идеи и кадров кино. Мы нанизывали их друг на друга, словно экранизировали песни из альбома... И я счастлива, что имела возможность подарить свой диск «4» всем, кто пришёл в Риге на наш концерт. Дарить — это так кайфово!
— А могли бы продать. Или не в деньгах счастье?
— Абсолютно не в них! Очень часто люди не умеют быть счастливыми через деньги. Происходит подмена понятий, и это часто мешает быть счастливым.
Благодарим Makroconcert за помощь в организации интервью.
- Диана Арбенина впервые выступила в Зелёном театре на ВДНХ
- «Мальчик на шаре»: рецензия от InterMedia
- «Мальчик на шаре» и девочка с гитарой
- «Мальчик на шаре»: рецензия от «Ъ-Weekend»
- Диана Арбенина, певица, писатель. 21-летие "Снайперов". Презентация "Сталкера"
- Диана Арбенина - о концерте в Киеве
- Диана Арбенина: «Пишу песни не для публики и критиков, а только для себя»
- Второй день НАШЕСТВИЯ: хор Дианы Арбениной может быть главной находкой фестиваля
- Диана Арбенина: «Я плакала от счастья, когда узнала, что будет двойня»
- Диана Арбенина: «Ничего не прошу у Бога, пусть только все остается как есть»