«Мальчик на шаре»: рецензия от InterMedia

2014, Universal Music Russia

Когда лидер популярной группы вдруг выпускает сольный альбом, стилистическую разницу между ним и номерной пластинкой основного коллектива провести обычно бывает сложно (если только это не эксперимент лидера в жанре нойз-фанк). С первым электрическим сольником Дианы Арбениной получилось примерно так же. Окажись на обложке привычная надпись «Ночные снайперы», мало кто заметил бы различие. Однако в этом случае выпуск сольного альбома имел скорее психологические причины: «Мальчик на шаре» должен стать водоразделом между разными «снайперскими» инкарнациями - в процессе работы над диском состав группы существенно поменялся, а многие из записывавшихся здесь музыкантов на тот момент считались сессионными. Факт выхода сольной пластинки подчёркивает и нетривиальность обстоятельств его создания: с новыми музыкантами, в другом климате (студия была в Юго-Восточной Азии) и, может быть, в каком-то новом творческом настроении Дианы.

В итоге Арбенина сумела угодить «и нашим, и вашим»: верные поклонники могут не опасаться, что ветер перемен занесёт их любимицу в неведомые звуковые края - фирменная нервность вокала и взволнованность стихов никуда не делась. При этом в музыке появилась пока ещё едва уловимая свежесть: давно знакомая Диана Арбенина встречается здесь с какой-то новой Дианой, которая, вероятно, расцветёт в полной мере на следующих альбомах с обновлённым составом.

Больше всего удивляет здесь, конечно, трек №4 «Ma Vie» - эстрадная вещь на французском языке в исполнении Арбениной. Это и ответ тем, кто много лет упрекал певицу в приверженности «женскому русскому року», и весомый намёк на расширение творческих направлений. Когда Диана пела романсы на русском, вопросы вызывала их нарочитая, наигранная театрализованность; здесь же всё оказалось на месте, и я ловил себя на мысли, что хочу послушать целый французский альбом Арбениной, которая, выходит, может стать в один ряд с Джо Дассеном и Мирей Матье - по крайней мере, для русских поклонников французского шансона.

Удивление «намба ту» - песня «NY», предваряющаяся словами Дианы об обстоятельствах создания этого произведения. Упоминается его автобиографичность и дата описанной в треке истории - а речь идёт о дианином попутчике на нью-йорском рейсе. Певица так и не решилась познакомиться с этим молодым человеком и теперь пытается сделать это через песню с отчаянным рефреном «я даже имени его не знаю». У Арбениной было много не менее отчаянных автобиографических песен, которые тоже явно имели конкретных адресатов и героев, но впервые она позволяет себе быть столь откровенной со слушателем. Даже если это выдуманная история или просчитанное манипулирование - цепляет всё равно.

Что касается более привычных и, так сказать, «форматных» песен, то и с ними на сольнике всё в порядке: «Да, так начинается жизнь», «Брамс», «Ау», «Фиеста», «Табак», «Адреналин», «Горыгоры» лишний раз доказывают хитмейкерский профессионализм Дианы и её отменную сочинительскую форму.

Алексей Мажаев, InterMedia