Диана Арбенина: "Я не могу себе позволить предать свой путь"
Студентам исторического факультета Белорусского государственного университета удается практически невозможное - они умудряются организовывать в своем стареньком актовом зальчике встречи с музыкантами очень крупного масштаба. Искренность, непосредственность, бескорыстие - пожалуй, отказаться от приглашений хозяев, обладающих такими качествами, не так-то просто. Да и надо ли отказываться, когда детишки давно в саду, позади самолет, за окнами пурга - ты только что проснулся и не собираешься напяливать нелепые маски и играть даже самые главные роли. Делай, что хочешь, говори, что думаешь - вокруг лишь те, кому ничего другого от тебя не надо.
- Это очень важно, на самом деле, - говорит Диана Арбенина и невольно задает тон встрече: откровенно, без прикрас, без пафоса. - Все, что вам интересно - я все расскажу.
Пока кто-то уже задает первые вопросы музыканту, студенты в кольчугах расхаживают по залу и собирают студенческие записки.
- У нас тут тем для разговоров на три часа, - шутит один из организаторов, и я вспоминаю глухонемые пресс-конференции, на которые часто приходят совершенно неподготовленные журналисты и мучают спикеров одними и теми же вопросами, и все смотрят друг на друга, как на идиотов, и создается ситуация беспомощности, когда и уйти нельзя, и оставаться тошно. В общем, на истфаке вышло все совсем не так.
- Что для вас Родина?
- Родина - это ощущение того, что я дома. Вообще, это с возрастом приходит. Я очень редко бываю на своей родине. Я родилась в Воложине, часто приезжала к бабушке на переулок Саперный в Борисове, теперь я приезжаю в гости к своему папе в Минск. Столицу помню с подросткового возраста. Любимые места - конечно же, кинотеатры, проспект, Троицкое предместье. Тусовались в Серебрянке, я и сейчас бы там прогулялась. О, кстати, помню случай - огрел меня милиционер дубинкой - не понравилась ему, видите ли, моя сережка. Эх, время было, максимализм юношеский так и пер.
- Что чувствуешь, когда понимаешь - на твоем творчестве выросло целое поколение?
- Значит, еще стоит этим заниматься. Я занимаюсь музыкой совершенно осознанно и собираюсь продолжать.
- Знакомы с белорусской рок-музыкой?
- Я не очень хорошо знаю белорусскую рок-музыку. Знакома с творчеством группы "J:Moрс". Вообще же мне нравится белорусская фольклорная музыка. Славяне остались славянами. Я думаю, что музыка и в России, и в Беларуси развивается в равной степени. Для нас, стран бывшего Советского Союза, фольклорная музыка естественнее, чем рок-н-ролл.
- Говорят, что русский рок умирает...
- Как? (смеется)
- Ну... умирает русский рок - уходят классики - нету Цоя, СашБаша, Майка Науменко. Кто же приходит на смену?
- Трудно отслеживать. То, что показывают по телевизору, - совсем не то, что хотелось бы видеть и слушать. Там нам рок не покажут. Хотя довелось принимать участие в программе "Голос країни" - сидит 4 музыканта спиной к сцене, человек поет, ты слушаешь его голос, но не видишь. Если понравится голос - поворачиваешься. Не знаю, что надо курить, чтобы придумать такую передачу, но это здорово. Их там явно осенило. Ты не отвлекаешься на образ. Во время съемок довелось пообщаться с талантливыми исполнителями.
- Какая музыка имела/имеет влияние лично на вас?
- Пластинка "Времена года" Чайковского, которую мне включали с раннего детства, надолго отвернула меня от классики, потом, слава Богу, все изменилось. Нравились барды - Окуджава и Галич, был у меня и период металла, потом Вячеслав Бутусов (это на всю жизнь) и "Крематорий", сейчас очень нравится Muse.
- Давайте о литературе. Какие авторы наиболее любимы?
- Бродский, Мандельштам, Достоевский, много других. Кстати, насчет литературы, в последнее время стало модным писать свои автобиографии. Например, небезызвестный человек достигает какого-то возраста и начинает писать. Мне кажется, не стоит так делать. Лучше просто жить и реагировать на то, что происходит с тобой и вокруг тебя.
- А люди... Кто сейчас рядом?
- Если говорить про людей, то мой круг общения в последнее время очень сузился, особенно после рождения детей. Все больше друзей уходят, и все меньше новых людей появляется возле меня. Одиночество встает сейчас передо мной большими стенами. Дети научили меня терпимости и терпению. Воспитывать двоих детей в одно и то же время - это большой урок. Когда твоя дочь хочет сама одеваться и одевает трусы и колготки 20 минут - очень тяжело ждать, особенно, если ты привык быстро делать и думать. Когда рождаются дети, многое переворачивается, и ты понимаешь, что ты еще ничего не сделал. Именно тогда начинается другая жизнь. Я родила в 35 лет и поняла, что тоже ничего не сделала. Сейчас я уже три года живу совершенно другой жизнью. Рождение детей стоит того, чтобы на время бросить музыку и потом опять к ней вернуться.
- Как ваши родители относились к вашему желанию быть музыкантом?
- Ужасно.
- А если ваши дети решат идти по вашим стопам?
- В добрый путь. Кстати, я долго думала, стоит ли совмещать музыку и воспитание детей. В результате, пришла к мысли, что не могу себе позволить предать свой путь. Я, по большому счету, только проводник. У меня есть своя дорога, свое жизненное кредо. У моих детей оно тоже будет свое. Мне бы очень не хотелось, чтобы в лет 15 они подошли ко мне и спросили: "Мама, а почему ты ничего из себя не представляешь?" А это может случиться, если я останусь с ними и больше ничем не буду заниматься. Мне кажется, каждый человек должен существовать не только для своей семьи, но и для осмысления самого себя. Чем больше ты любишь то, чем ты занимаешься, тем больше любишь людей, которые тебя окружают - это абсолютно точно.
- Как относитесь к журналистам?
- Отлично. Представьте себе, мама, папа… пять человек в роду – потомственные журналисты. Я сама хотела стать журналисткой. Как я могу плохо к ним относиться? Я помню то время, когда мама сидела за печатной машинкой, и надо было ходить на цыпочках, потому что мама думает. Единственное, что для меня тут важно: нужно быть честным и знать русский язык, быть грамотным. Многие артисты ругают журналистов, мол, не то пишут. Моя мама меня научила - ругать нужно только себя. Получила тройку - сама виновата. Пришел к журналистам не в той форме, пьяным - кто виноват?
- Вы знаете белорусский язык?
- Я не знаю белорусского языка. В 1978 году родители решили, что нам надо пожить на крайнем севере - с тех пор в Беларуси я налетами. Отец хорошо знает белорусский. Он сейчас уже не работает, пенсионер, но он очень образованный человек, интересуется культурой страны, ее историей. Бабушка тоже очень хорошо разговаривала по-белорусски.
- Ваша бабушка из Борисова - "города футбола". Как вы относитесь к этому виду спорта? За кого болеете?
- В моем роду был даже тренер команды, но будет странно, если я вот возьму и начну комментировать последние игры. Сразу станет понятно, что я готовилась. Поэтому скажу так: мало побед, больше пафоса, народ все ждет чуда - авось повезет? Честно говоря, я тоже слежу за Кержаковым и тоже тихонько надеюсь на авось.
- За что любить человека?
- За что не надо контролировать. Любишь - и все.
- Как пишете музыку?
- Обычно под ритм ходьбы что-то сочиняется, хотя все это - ерунда. Главное - чувства, эмоции. Все с них начинается. Хорошо пишется, например, когда ты влюблен. Кстати, я не делю песни на тексты и музыку.
- У каждого человека бывает творческий кризис...
- У меня его еще не было. У меня нет времени на кризисы, но, знаете, никогда не пишу потому, что надо. Чаще даже не записываю все по ходу. Что осталось - то осталось. Если бы я записывала за собой каждую песню... (улыбается)
- Что любимое в собственном творчестве?
- Всегда самое последнее. Понимаете, написание песни - процесс, когда ты что-то видишь, что-то чувствуешь, а после пытаешься сохранить и как-то изобразить это состояние. Всякий раз, когда думаешь "ой, поймала", проходит время и начинается неудовлетворенность, которая подталкивает написать что-нибудь более новое.
- Можете назвать радость, плечо и неожиданность уходящего года?
- Радость - это, конечно, дети. Их появившаяся осмысленность, постоянные вопросы "зачем" и "почему". Плечо - мой коллектив, я заново влюбилась в своих парней. У нас очень хорошая степень организованности сейчас. "Ночные снайперы" - живой организм. Неожиданность? Всегда скучала по Америке, а в последнее время, почему-то, не тянет туда.
- Что для вас рай и ад?
- Мне кажется, человек счастлив, когда находится в гармонии с самим собой. Рай в любви. Хорошо познать ее и делиться ей. Ад для каждого - это быть не в ладу со своей совестью.
Побывала на встрече Мария Войтович, фото автора, OPEN.BY
Читать полностью: http://news.open.by/culture/95326
- Диана Арбенина впервые выступила в Зелёном театре на ВДНХ
- «Мальчик на шаре»: рецензия от InterMedia
- «Мальчик на шаре» и девочка с гитарой
- «Мальчик на шаре»: рецензия от «Ъ-Weekend»
- Диана Арбенина, певица, писатель. 21-летие "Снайперов". Презентация "Сталкера"
- Диана Арбенина - о концерте в Киеве
- Диана Арбенина: «Пишу песни не для публики и критиков, а только для себя»
- Второй день НАШЕСТВИЯ: хор Дианы Арбениной может быть главной находкой фестиваля
- Диана Арбенина: «Я плакала от счастья, когда узнала, что будет двойня»
- Диана Арбенина: «Ничего не прошу у Бога, пусть только все остается как есть»