портал Musecube об альбоме "4"

В последние несколько лет Диана Арбенина с головой окунулась в тему снов. Книга «Колыбельная по-снайперски», где Арбенина резво играет в провидицу и толкует свои собственные сновидения на 384 страницах. Песни, где автор постоянно находится на грани сна реальности: «сны, что мне не дожить до весны», «то ли утро, то ли ночь», «сын увидел ангела во сне». Тема сна нашла отклик и в релизе нового альбома «4».

Вот что рассказывает об этом сама Диана Арбенина на своем официальном сайте: «Я увидела альбом во сне прошлой зимой. После чего собрала друзей, и мы стали перетаскивать его в явь. Этим летом, когда альбом уже был записан и разошелся песнями по территориям и эфирам, опять же во сне я увидела его имя. Не знаю почему. Не знаю, откуда ко мне пришло это знание. Не знаю, кто сказал мне это. Но знаю точно: надо следовать знакам. И не пытаться их объяснять раньше, чем они сами это позволят».

Знаки Диане Арбениной, судя по всему, обычно не врут, потому ее творчество и пропитано удивительными образами, в которых каждый слушатель умудряется найти свою долгожданную путеводную звезду. Песни с нового альбома «4» исключением отнюдь не стали.

В образы уносит буквально с первой песни, а точнее даже с ее названия — «Амели в аду». Сначала в голове появляется и прочно оседает Одри Тоту, которая вместе с гномом своего сценического отца путешествует по городам и странам, забредая в дьявольское царство. Потом сочетание барабанов, отбивающих марш, и синтезаторного звука, неизбежно напоминающего металлофон, рождает ощущение сказочности и почему-то в особенности отсылает к сказке «Щелкунчик». В реальность возвращает вопрос-мантра «Что они сделали с тобой, кто ты?» И почему-то сразу хочется попытаться ответить, как будто твой ответ должен стать продолжением песни.

Вслед за переполненной образами и знаками «Амели в аду» звучит песня «Государство», в которой Арбенина делится рецептом, как жить, дышать и заметать следы. Последнее, правда, в современности не так уж и просто: заметай, не заметай, а мир про тебя все знает. Арбенина очевидно об этом уже осведомлена. «Набери мое имя в Google, прочитай километры лажи», — говорит она в песне «Google», уже успевшей стать хитом задолго до появления альбома.

Одна из доминирующих нот альбома – нежность. Две самые нежные песни альбома, пожалуй, – «Иди ко мне» и «Аисты». Обе песни хранят в себе тему материнства, что, наверное, и дарит им эту пронзительность.

птенцы

птенцы дежурят дирижируют в гнезде

 аисты вьют гнезда

«Иди ко мне» напоминает заклинание, а в «Аистах» переплетается столько эмоций и тем, что голова начинает кружиться от этого тихого урагана. После n-ного прослушивания становится заметно, что песня грустная.

Альпы любят влюбленных

мы с тобой катим мимо

Альпы не принимают

и не смотрят нам в спину

Но первое и очень сильное, удерживающееся долгое время впечатление от песни – это исключительное спокойствие, любовь, умиротворенная радость и сама нежность.

Видимо, это вечное сочетание и есть удел сильных людей, таких как Диана Арбенина. Но истинная сила, наверное, все же в том, чтобы признать свою слабость. И эта тема тоже тянется в творчестве Арбениной давно. «И можно быть сильной, а нужно быть слабой», — спела она в песне «Кошка» с альбома «Рубеж» больше десяти лет назад. И все в том же «желаньи не всегда быть сильной» признается в песне «There’s nogood in goodbye» с альбома «4». Эта композиция, кстати, выполнена в оригинальном для «Ночных Снайперов» звучании: с преимуществом бас-гитары и словесным речитативом. Похожее исполнение можно услышать в аудио-книге Дианы Арбениной «Дезертир сна», и не может не радовать переход этого приема и в музыкальную часть ее творчества.

Еще одним новаторством в музыке «Ночных Снайперов», зафиксированным на новом альбоме, стал аккордеон. С ним записана песня «Бунин», тоже успевшая полюбиться слушателям до релиза «4». Надо отметить, что «Бунин», ранее известный как «Я полюбила вас», давно исполнялся на концертах в акустике и совершенно не ожидался поклонниками в такой аранжировке. Но ведь тем интереснее.

Песня «Абсолюты» тоже была известна поклонникам в акустической версии. В ней Арбенина провозглашает: «Достаточно трепа, достаточно боли». И следует своим словам. В электричестве боли гораздо меньше, чем в первом варианте. «Абсолюты» – это очередной манифест свободы от цепей тоски. Такими Арбенина выстреливает постоянно: «Побег», «Бонни и Клайд», «Столица»…


Альбом «4» отличается веселым музыкальным настроением, прикрывающим грусть некоторых текстов и рождающим таким образом уникальное ощущение. Например, песня «Поговори со мной, Ольга» аранжирована буквально как танцевальный хит, повествуя вместе с тем о трагической разлуке.  Сюда же – «Что мы делали прошлым летом». С игривым запалом в голосе Диана призывает к довольно радикальному решению: «не говори о нас, не вспоминай о нас». И добавляет: «И звонки ни к чему, скажу больше лучше не надо».

Отдельным витком в альбоме стала песня «Толиутротолиночь», которая на первый взгляд повествует о любви Дианы к своим малышам («то ли утро, то ли ночь, люблю сына, люблю дочь»), но при внимательном прослушивании вскрывает и другие переживания автора. Это песня о переменах, которые не просто происходят с человеком, но и становятся заметными для него.

я опять пишу стихи
 потому дела плохи

На финал альбома оставлены две композиции – «Нецке» и «Небо становится ближе», кавер на песню «Аквариума», выпущенный к четырехтысячному юбилею группы.

«Нецке», пожалуй, самая зрелая и тяжелая песня с альбома «4». «Я догораю и снова горю», — поет Арбенина, и это похоже на признание самой себе в этом вечном костре и смирение с тем, что потушить его невозможно. «К черту долгие лета, держись!» — бросок навстречу судьбе. «Вот бы застыть навсегда нам в транскрипции звезд», — и как будто просьба, обращенная к Богу, о том, чтобы все-таки отпечататься в жизни и не сгореть в своем же костре.

Продолжение на MUSECUBE

Автор - Дарья Мишина