ПЕРВЫЙ КАНАЛ, REAL RECORDS И НАШЕ РАДИО
ПЕРВЫЙ КАНАЛ, REAL RECORDS И НАШЕ РАДИО
представляют
Ночные Снайперы
Бонни&Клайд
Трек-лист:
1. Актриса
2. Коктебель
3. Морячок
4. Земляничная
5. Кукуруза
6. Доктор
7. Светофоры
8. Спокойной ночи
9. Стань моей птицей
10. Цыганский Блюз
11. Бонни&Клайд
12. Когда горит свет
Bonus Video
Актриса
Кукуруза
Светофоры
«В такой любви я не купалась никогда – все люди,
с которыми мы делали альбом, мне ее дарили.
Диана Арбенина
«Этот альбом не то, чтобы поворотный –
он скорее предупреждает поворот»
Шура Би-2
Со времени выхода альбома «SMS» прошло два с половиной года. Сказать, что они были просто творчески насыщены – не сказать ничего. Если говорить о музыкальных носителях, то в этот период уложились: японская сага, результатом которой стали сингл «Simauta», и альбом «Koshika», вышедший сначала в Японии, а потом и в России. За это время на CD и DVD вышла и концертная акустическая пластинка «Тригонометрия-2». На сегодняшний день широкой публике уже известны новых пять композиций «Ночных Снайперов», которые активно ротируются на радио и телевидении. Каждая из них стала настоящим экспериментом: очень светлая и жизнелюбивая «Актриса», одновременно нежные и жесткие «Светофоры», ставшая настоящим потрясением для общественности в своей электрической версии «Кукуруза», полуакустическая страстная баллада «Стань моей птицей» и, наконец, веселый кантри-стеб под названием «Морячок». Весна 2007-го по-снайперски выстрелила альбомом «Бонни&Клайд», странным и отважным. Это рискованная работа – в альбоме все не как обычно. В нем – новые творящие люди, в нем - звучат британские нотки, в нем - как никогда раньше присутствует электроника. Но. Это абсолютно «снайперский» альбом.
1. Бонни и Микки? Клайд и Мэллори?
Что касается названия, то как всегда у Арбениной – это единый порыв и выдержанная концепция в невообразимом, но в конечном итоге органичном слиянии. «Бонни&Клайд» - центральная песня, которая является своеобразным эмоциональным вектором всей пластинки. Но романтизированная мелодрама режиссера Артура Пена лишь задала название, да стала основой эстетической формы оформления пластинки – гангстерская стилистика как нельзя поэтична и близка Арбениной. При этом герои песни - вовсе не персонажи Фэй Дануэй и Уоренна Битти. Более того, не историческая роковая девица Бонни Паркер, оставившая после себя несколько лирических творений, и не столь же исторический мачо-гей Клайд Бэрроу. В «снайперской» музыкальной истории от этих персонажей остались лишь имена и костюмы. На песню Диану Арбенину вдохновила, во-первых, песня группы Thirteen Senses, музыка которой легла в основу, и, во-вторых, пересмотренный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы», герои которого, молодожены-убийцы Микки и Мэллори, стали своеобразным ответом «Бонни и Клайду» от 90-х годов.
Диана Арбенина: «Я посмотрела этот римейк, написала текст «Бонни&Клайд, и вот уже год мучительно пытаюсь понять, неужели мир настолько несправедлив, что прощает этих двух людей? Он помнит их, а не убитых. Почему я влюбляюсь в этих сволочей, а не в застреленных ими бюргеров? Не могу найти ответ. Вероятно, сила чувств такова, что оправдывает даже то, что оправдать нельзя. Не знаю».
2. Диана, Шура и сотоварищи. Хроника событий
Прошедшим летом группа «Би-2», отправившись в Австралию на сведение своей пластинки «Молоко», делает подарок ко дню рождения боевой подруги Арбениной.
Шура Би-2: «Мы сделали песню «Кукуруза» – Жека Панков придумал аранжировку, мы - концепцию, и наши музыканты ее сыграли. Диане так понравилось, что она предложила мне сотрудничать и по другим песням нового альбома».
После принятия этого судьбоносного решения новоиспеченные партнеры несколько дней сидели у Арбениной дома, решая, какие песни будут участвовать в дальнейшей работе. Диана наиграла под гитару порядка 40 композиций, из которых отбирались будущие треки альбома. Диана и Шура умышленно выбирали те песни, альбомное звучание которых можно было повернуть немного в другую, новую для «Снайперов», сторону. Прежде всего, это «Кукуруза», «Земляничная» и «Доктор».
Шура Би-2: «Нашей задачей было лишь немножко повернуть в другую сторону. Несколько песен звучат не очень типично для «Ночных Снайперов», но все равно это «Ночные Снайперы» - другие, чему я очень рад».
Альбом «Бонни&Клайд» записывался на трех континентах – в России, в Великобритании и Австралии. Одной из первых, естественно, приехала из Австралии «Кукуруза». Еще один трек, который под руководством постоянного партнера «Би-2» Эдама Калаитиса, был также сведен в Австралии – «Коктебель». Песня «Светофоры» - единственная, полностью сделанная в Москве. Остальные треки альбома записывались в Москве, на студии Сергея Большакова, а сводились и мастерились в Лондоне. Лондон в качестве места сведения и мастеринга был выбран неслучайно - как признанная мировая столица и, более того, родина рок-н-ролла. Так что Дианы Арбенина и Шура Би-2 отправились в Великобританию за истинным рок-н-ролльным духом и, разумеется, за качеством сведения.
Для работы над первыми двумя треками – «Птицей» и «Доктором» - музыканты выбрали одну из самых известных лондонских студий, которая была основана еще в 60-х гг. прошлого века - Olympic Studios. Именно там записывали и мастерили пластинки мировые звезды, начиная с The Beatles и заканчивая такими известными современными коллективами как The Editors, The Arctic Monkeys, The Coldplay и Gwen Stefani. В качестве оператора выступил Laurence Brazil, на счету которого работы с U2, Lcd Soundsystem и другими. Вторую часть альбома, уже в начале 2007 года, сводили на Strongroom Studios. Мастеринг же пластинки проходил на студии Metropolis – одной из лучших в мире именно по этой части. Мастерингом занимался Tim Young, известный по работе с такими коллективами и исполнителями, как Madonna, Joe Cocker, Radiohead. Кстати, параллельно с Дианой и Шурой в этой студии работали Pet Shop Boys и Block Party.
Изначально в «Бонни&Клайд» планировалось включить 13 композиций, но конечный вариант одной из песен Арбенину не устроил, и в результате альбом «Бонни&Клайд» - это 12 композиций. 12 абсолютно непохожих друг на друга песен, и, тем не менее, определенным образом между собой связанных. Скажем, «Актриса» для Арбениной – вещь жизнеутверждающая и логично открывает пластинку. «Когда горит свет» по внутреннему ощущению автора является определенным продолжением «Актрисы» и столь же логично пластинку завершает. В середине есть так называемый «электронный блок» – «Земляничная» и «Доктор» - плод аранжировочных усилий Олега Чехова. Остальные песни «Снайперы» делали вместе с Евгением Панковым.
Олег Чехов: «Поработать над песнями «Доктор» и «Земляничная» мне предложил Шура – мы с ним давно сотрудничаем. Я согласился, тем более что и с Дианой мы уже пересекались - делали вместе песню «Медленная звезда». Должен признаться, что совместная работа проходила непросто, но в конечном итоге результативно. Дело в том, что есть люди… обстоятельные, например, был такой поэт Заболоцкий, который садился к столу в нарукавниках, и спокойно, аккуратно и четко писал. Я как раз к такому типу людей отношусь. А есть люди саториальные, для которых очень важны интуиция и эмоции. Такова как раз Диана. Поэтому этот разный подход к работе и сказался на самом процессе работы. У меня все аккуратно, по полочкам, а у нее многие вещи приходят, казалось бы, непонятно откуда. Со стороны это выглядит странно и очень красиво. Собственно, поэтому я на эту работу и согласился – подобное наше общение было и на «Медленной звезде». Но в результате нам троим удалось найти решение, причем не вынужденный компромисс, а общее решение, оно пришло в нужный момент. Как перфекционист говорю, что, конечно, могло быть лучше, но главные вещи получились».
Евгений Панков: «Первой была сделана «Кукуруза» - как наш с «Би-2» подарок Диане. Следом я работал над ремиксом песни «Актриса» - он вошел в альбом «Koshika». Признаюсь, работа над пластинкой «Бонни&Клайд» проходила несколько по-другому: на «Кукурузе» и ремиксе у меня, конечно, было гораздо больше творческой свободы. Здесь же была поставлена довольно четкая задача: песни должны оставаться песнями «Ночных Снайперов». Работалось мне легко – во-первых, материал изначально очень хороший, во-вторых, наше совместное творчество с Шурой и Дианой проходило абсолютно бесконфликтно, и каждой песней все оставались довольны. Диана даже смеялась: «Обычно мне все не нравится, а тут даже придраться не к чему!»
Альбом «Бонни&Клайд», по словам Шуры Би-2 – «не то, чтобы поворотный, а скорее предупреждающий поворот». Он демонстрирует, как и в какую сторону может проходить развитие группы «Ночные Снайперы». Вместе с тем, несмотря на свою эклектичность, «Бонни&Клайд» - работа цельная, в ней есть идеи, проходящие через весь альбом, и заданные направления движения. При всей скурпулезности, с которой музыканты подошли к саунду и вообще аранжировочно-технической стороне пластинки, в ней (пластинке) нет ничего слишком сложного. Саунд в данном случае – лишь оболочка, еще одна краска, добавленная в общую картину. Самое главное, пожалуй – на этой пластинке будет другая Арбенина, с той стороны, с которой ее еще никто не знал.
3. «Бонни&Клайд» глазами создателей
АКТРИСА
Диана Арбенина: «Актриса» была написана для саундтрека к фильму «Вольный перевод», но в конечном итоге туда не вошла. Очень отражает мое настроение той весной… Имела три сведения – в России, Японии и Англии. В нашей неномерной пластинке «Koshika» - предтече официального релиза - была японская версия песни. В этот альбом вошел последний, английский вариант.
Шура Би-2: Диану не совсем устраивали первые варианты сведения – московское по одной причине, японское по другой. «Актрису» мы пересвели и сделали с чуть большим уклоном в 80-е годы, по барабанам, в том числе.
КОКТЕБЕЛЬ
Диана Арбенина: Написан в загородном доме 31 декабря 2004 года, причем очень быстро. С тех пор, кстати, зимой езжу в Коктебель регулярно. Сведена в Австралии. Типичный для «Ночных Снайперов» саунд с обилием гитар и клавиш. Традиционная в хорошем смысле «снайперская» песня.
Шура Би-2: Мне очень нравится результат. И с моей точки зрения, у «Ночных Снайперов» не было такой песни со столь бешеной энергетикой, которая появилась здесь.
Евгений Панков: Пожалуй, единственная сложность была с «Коктебелем». Когда Диана принесла демо, мне оно показалась такой «песней у костра», и я поначалу не представлял, что делать. А затем взял и изменил гармонию. Песня сложилась - Диане понравилось, а для меня «Коктебель» одна из любимых в альбоме.
МОРЯЧОК
Диана Арбенина: Ну, для меня это, конечно, больше шансон… История любви и предательства. Написана после общения в Японии с итальянскими моряками. Форма песни, тем не менее, весьма бодра.
Шура Би-2: Эта песня пришла в альбом последней. Очень легкая, в стиле нео-дэнс-кантри, там и банджо, и аккордеон, все более чем весело. Во время сведения это был любимый трек Тима Янга, который делал мастеринг. Он очень много времени на нее тратил, пританцовывал…
Евгений Панков: Мне как раз хотелось сделать ее менее электронной, добавить акустики и приблизить к классическим «Снайперам». Но Шура настоял именно на таком варианте. Почему нет? Результат пришелся по душе всем троим.
ЗЕМЛЯНИЧНАЯ
Диана Арбенина: Песня, известная в акустической версии. Написана в Питере в 2002 году. Над аранжировкой работал Олег Чехов – электрическое решение абсолютно нетрадиционное, и результат мне очень понравился. Эта версия отвечает внутреннему настроению песни на 100 процентов. И в отличие от аскетичной акустической аранжировки позволяет полностью раскрыть ее потенциал.
Шура Би-2: «Земляничная» – одна из моих любимых песен в альбоме. Это тот случай, когда хотелось получить некий отголосок того, что Диана делала вместе с «Би-2» («Медленная звезда», «Из-за меня» из альбома «Молоко», отчасти «Кукуруза»). Такой песни у нее не было. Близка мне, вероятно, еще и потому, что, как я понимаю, она - про то место, где Диана и я родились – Белоруссию, там есть строчка «где моя родина – в кармане у Польши».
Олег Чехов: здесь с моей стороны была попытка продолжить музыкальную и эмоциональную линию Дианы. В отличие от «Доктора», аранжировка которого практически перпендикулярна классическим «Снайперам». На мой взгляд, песня получилась. В ней есть некий изыск.
КУКУРУЗА:
Шура Би-2: песня – наш подарок Диане ко дню рождения. Аранжировка наша и Евгения Панкова, сведение австралийское. Я, кстати, предложил Диане подпеть ей в припеве, и уже по ходу дела мы поняли, что в последнем куплете из этой идеи можно сделать интересную историю. Вот так и родился дуэт.
Диана Арбенина: песня, положившая начало нашему с Шурой сотрудничеству. На самом деле я просто забыла о том, что нужно написать третий куплет. В итоге, я его сочиняла уже в студии, и мы прямо там решили, что будет логично, если Шура споет его вместе со мной. Сделал он это просто превосходно. А когда ребята вернулись из Австралии и преподнесли мне готовый результат, я была просто в культурном шоке.
ДОКТОР
Диана Арбенина: песня написана во времена альбома «Цунами» и изначально планировалась именно для этого альбома. Не вошла по ряду причин. В альбоме «Бонни&Клайд» стала второй совершенно особой песней.
Шура Би-2: Так же, как и «Земляничная», стала экспериментом, руку к которому приложил Олег Чехов. И одна, и вторая песни очень нетипичные по построению, выполнены не по стандартной схеме «куплет-привпев-проигрыш», а сложнее, там есть бриджи, много всего…
Олег Чехов: При всей ее, казалось бы, «непрограммности» для Дианы, я очень был рад работать именно над этой песней. По совокупности для меня это лучшая вещь в альбоме.
СВЕТОФОРЫ
Диана Арбенина: в данном электрическом варианте зазвучала с легкой руки с экс-клавишника «Ночных Снайперов» Айрата Садыкова. Сейчас на концертах группа играет ее абсолютно по-иному, но в альбом включена первоначальная версия. Возможно, когда-нибудь в би-сайды войдет и нынешняя концертная версия.
Шура Би-2: тоже своего рода эксперимент – единственная сведенная в Москве композиция. Сознательно было решено оставить ее именно в таком виде.
СПОКОЙНОЙ НОЧИ
Диана Арбенина: написана в Крыму во время одного из гастрольных туров. Вполне традиционная снайперская песня. В ней есть строчка, сочиненная моим братом Антоном – «закрываю лица в оба глаза».
Евгений Панков: С моей точки зрения, самая «хитовая» получилась песня, очень легкая и непринужденная. И делалась легко.
СТАНЬ МОЕЙ ПТИЦЕЙ
Диана Арбенина: несмотря на электрическую аранжировку, для меня это полуакустическая песня. Одна из первых композиций, сведенных в Лондоне. Начинала сочиняться в 2000 году, завершена летом 2006-го в Сан-Франциско.
Шура Би-2: «Птица» – в моем хит-параде на втором месте. Очень мощная песня, одна из самых сильных в альбоме. По саунду и настроению добились именно того, чего хотели.
Евгений Панков: песня настолько самодостаточна, что, в общем-то, аранжировка нужна была для минимальной огранки.
ЦЫГАНСКИЙ БЛЮЗ
Диана Арбенина: это снайперская попытка сделать абсолютно традиционный блюз нетрадиционным. Поясняю: дело касается не только гармонии, которая несвойственна русскому рок-н-роллу, но также и текста – он в буквальном смысле прост, зауряден и при всем этом страстный. Это вторая песня в альбоме, музыка которой принадлежит не мне, а Mars Volta. Отдельно хочу сказать спасибо парням-снайперам, которые первоклассно сложили ее, записали и полюбили.
БОННИ&КЛАЙД
Диана Арбенина: Была написана в этом году летом. Песня-миф. Мне кажется – одна из лучших. Абсолютно нетипична по мелодике, ибо музыка не моя, а группы Thirteen Senses. Не считаю зазорным, что влюбилась в их замечательный трек. Более того, думаю, что подарила ему вторую жизнь на нашей русской земле. Если Господь слышит меня, я надеюсь все-таки получить ответ на вопрос – почему убийство может быть оправдано?
КОГДА ГОРИТ СВЕТ
Диана Арбенина: давняя песня, сочинена, если не ошибаюсь, в 1999 году. Песня-пропеллер. По настроению для меня является в определенном смысле второй частью «Актрисы» и поэтому закрывает альбом, как «Актриса» открывает.
Шура Би-2: «Когда горит свет» – любимая песня оператора, который ее сводил в Лондоне. Мне кажется, что касается аранжировки, то тут Панков просто превзошел себя. Этот проигрыш, когда все взлетает – такая стадионная песня, «песня-зажигалка». И очень органично завершает альбом.
- "выживут только влюбленные": официальный пресс-релиз
- Диана Арбенина: Да! Так начинается жизнь
- CHRIS BANDY
- АРМИЯ2009
- СВОЙ ЮБИЛЕЙ ДИАНА АРБЕНИНА ОТМЕТИТ АВАНГАРДНЫМ СПЕКТАКЛЕМ
- ДИАНА АРБЕНИНА ПРИВЕЗЛА НОВЫЙ АЛЬБОМ ИЗ АРГЕНТИНЫ
- Весенний призыв
- 17 декабря Московский Международный Дом Музыки
- Королева. На грани парадокса
- НОВЫЙ КЛИП «НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ» ОБЪЕДИНИТ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ