«Ночным Снайперам» - 23!!

В этом году группа «Ночные Снайперы» 19 августа отмечает свой 23-й день рождения! Мы поздравляем всех с этой замечательной датой и вспоминаем некоторые ключевые вехи истории коллектива.

19 августа 1993 года – день знакомства основательниц «Ночных Снайперов» в Петербурге, стал официальным днем рождения группы. Свое нынешнее имя они обрели спустя почти полгода, в Магадане. С самых первых своих, еще любительских концертов и квартирников, «Снайперы» продемонстрировали способность едва ли не каждый раз появляться на сцене с новой, непохожей программой. Ведь уже тогда совместный «багаж» акустического дуэта составляли около ста только собственных песен! А кроме этого, они часто исполняли песни на стихи других авторов – от своих друзей из питерской творческой тусовки и до классических поэтов.

В первые несколько лет «Ночные Снайперы» не задумывались над составлением плейлистов заранее: выбор песни часто происходил буквально за несколько секунд до ее начала, и никто не знал, сколько песен и какие именно будут сыграны в этот вечер. «Мы вообще не репетировали, а только играли как заведенные ежедневно. И было неважно, уже записаны у нас эти песни или нет»,- вспоминает Диана Арбенина. Тем не менее, работа в студии у «Снайперов» началась задолго до выхода их первых официальных альбомов. Что-то записывалось в домашних условиях на обычный магнитофон (как например, неизданный альбом «Вторая пуля»), а какие-то отдельные песни удавалось записать и на настоящих студиях, даже с приглашением друзей и знакомых на роль сессионных музыкантов (чуть позже лучшие из таких записей составили снайперский альбом «Детский лепет»).

Ситуация резко изменилась в 1998 году, когда «Ночные Снайперы» окончательно решили посвятить свою жизнь рок-н-роллу. В июне – с первого дубля, за два часа – был записан их первый официальный альбом «Капля дегтя/В бочке меда», а во второй половине года начались первые гастроли по России – Выборг, Омск, Тверь, Тюмень… И теперь почти на всех концертах, как питерских, так и выездных, песни с альбома стали определенным, хотя и не очень строгим, каркасом для выстраивания программы.

Следующим этапом стало появление у «Ночных Снайперов» в начале 1999 года постоянной ритм-секции: некоторые из снайперских песен достаточно быстро обрели новую аранжировку и исполнялись на концертах в полном составе, другие же остались в «первозданном» формате – их продолжали играть в акустике. Электрическая и акустическая истории некоторое время существовали параллельно, почти не пересекаясь, пока, наконец, в конце 2000 года не было принято решение – временно сосредоточиться только на развитии «электричества». Пришло время для раскрутки альбома «Рубеж».

«Рубеж» был записан в августе 2000 года, в него вошли 14 уже хорошо известных снайперскому зрителю песен, имевших богатую концертную историю. Уже осенью 2000 года они стали основой концертных программ  группы, а официальный запуск тура «Рубеж» состоялся весной 2001 года, после релиза альбома. Тур продолжался почти полтора года: конечно, плейлист при этом не оставался неизменным. Помимо «рубежных» песен, в программу постепенно включались все новинки – впоследствии они составят смысловой центр нового альбома, а также с определенного момента стало традицией прерывать электрический концерт небольшим блоком из 4-5 акустических песен. «Последний рубеж» был торжественно сыгран 31 августа 2002 года, после чего у Снайперов началась новая история – «Цунами».

Релиз альбома «Цунами», записанного в Киеве в феврале 2002 года, по организационным причинам откладывался более полугода, и состоялся только в декабре. В этом альбоме также не было ни одной незнакомой слушателям песни: спустя несколько лет Диана Арбенина рассказывала, как непросто ей было начать бороться с искушением – спеть новую песню уже на следующий день после ее написания. Московская презентация альбома прошла в феврале 2003 года в Лужниках, дав старт большому туру «Цунами», охватившему несколько десятков городов России и стран ближнего зарубежья. В этом туре исполнялись в основном песни с обоих альбомов, но поскольку концерты «Ночных Снайперов» продолжались, как правило, более двух часов, плейлист оказывался более широким. Диана Арбенина неизменно дополняла его большим количеством еще неизданного материала, давая понять, что и новый альбом не за горами.

Впрочем, прежде чем приступить к записи следующего «номерного» альбома, Диана решила сделать паузу и впервые записать сольный акустический концертник – так появилась МХАТовская «Тригонометрия»: запись уникального концерта, объединившего и малоизвестные старые песни, и новинки текущего года, и впервые прочитанные Дианой со сцены собственные стихи. С выходом первой, а в 2005 году – и второй «Тригонометрии», между акустикой и электричеством в снайперском творчестве образовалось устойчивое равновесие.

О старте записи нового альбома, «который будет стопроцентным не-Цунами», Диана Арбенина объявила в августе 2003 года. Предварительная подготовка материала велась в Москве, а спустя год, в августе 2004-го, «Ночные Снайперы» отправились на уже знакомую студию в Киеве для записи и сведения готовых песен. Выход альбома SMS состоялся в конце октября 2004 года в сопровождении мощной пиар-поддержки. В московском ДК Горбунова через несколько дней прошел двойной концерт-презентация альбома, а ноябрь и декабрь группа провела в туре SMS, продолжившемся и следующей весной.

В 2005 году значительную часть времени «Ночные Снайперы» отдали российско-японскому проекту «Симаута». В Японии был издан и новый альбом группы – Koshika (точнее даже не альбом, а сборник уже изданных ранее песен). Для Снайперов это был первый опыт сведения альбома в «дальнем зарубежье». Японский релиз сборника состоялся летом 2005 года, а еще через год, в 2006-м, Koshika, дополненная несколькими бонусами, вышла и в России. В этот период «Ночные Снайперы» составляли программы из лучших песен с альбомов прошлых лет и новых, еще неизданных композиций, а также Диана Арбенина сыграла несколько сольных акустик.

В конце 2006 года был анонсирован очередной номерной альбом группы: посчитав опыт работы с зарубежными студиями удачным, на этот раз «Снайперы» решились на студийную работу в Великобритании. Проведя в Лондоне декабрь и январь, группа вернулась в Москву с готовым альбомом «Бонни и Клайд». Первый концерт-презентация нового альбома состоялся в питерском БКЗ в апреле 2007-го, а в конце мая московская презентация в Лужниках стала самым масштабным снайперским концертом за всю предшествующую историю группы. Тур в поддержку БиК охватил весь 2007 и значительную часть 2008 года, причем стартовал он еще даже до официального релиза: почти полностью новую программу «Снайперы» впервые представили на больших январских гастролях в США.

Начало 2008 года было отмечено сольным поэтическим проектом Дианы Арбениной: она издала аудиокнигу своих стихов «Дезертир сна. Я говорю». Помимо столичных творческих встреч, приуроченных к выходу этого сборника, это оказало влияние и на плейлисты обычных снайперских концертов. Все чаще в акустических и даже электрических выступлениях стали появляться небольшие поэтические блоки, где Диана Арбенина читала свои стихи – или сольно, или под аккомпанемент музыкантов группы. Также в 2008 году, к 15-летию группы, «Ночные Снайперы» выпускают на виниле легендарный акустический альбом «Канарский», записанный на домашней студии еще в 1999 году.

Осенью 2009 года вышел в свет следующий альбом «Ночных Снайперов» «Армия2009»: запись основного материала для него прошла в Москве, а сведение на этот раз было выполнено в США. Он был уникален, в частности, тем, что впервые в снайперской истории едва ли не половина песен на диске стали премьерами и до сентябрьских презентаций – в Москве, Питере и Екатеринбурге – никогда не исполнялись на концертах. Почти сразу после его релиза «Ночные Снайперы» впервые на полгода прекратили концертную деятельность. Диана Арбенина ушла в отпуск, связанный с рождением детей, поэтому тур в поддержку альбома стартовал только в апреле 2010-го. Гастроли не прерывались ни на один месяц, «Снайперы» обошлись в этот раз даже без традиционного летнего отдыха, и «Армия-тур» стал для группы самым насыщенным и всеохватным: около 80 концертов, почти все регионы России от черноморского до тихоокеанского побережья, 9 зарубежных стран… И заключительным аккордом стал финальный концерт тура в Москве в марте 2011 года, изданный впоследствии на ДВД.

В следующие полтора года Диана Арбенина была серьезно занята в двух сезонах украинского телепроекта «Голос страны»: благодаря успеху телешоу, популярность «Ночных Снайперов» в этой стране была зашкаливающей. В 2011 году группа впервые проводит огромный тур, охвативший почти 20 городов Украины; весной 2012 года гастроли продолжились еще в 13 городах страны.  Концертные программы этого периода составляются преимущественно на основе избранных хитов разных лет; помимо этого в России и за рубежом состоялось более 10 сольных акустических концертов Дианы, на которых часто впервые звучат новые песни.

За издание свежего материала группа садится только летом 2012 года, снова вернувшись в киевскую студию звукозаписи. Новый альбом под названием «4 [Изобретение музыки]» выходит в свет в самом начале осени: на этот раз Диане снова удается сохранить в тайне до релиза 5 из 12 альбомных песен. Вскоре после релиза альбома (10 сентября) проходит большой концерт с новой программой в Киеве; остальные же столичные презентации оказываются отложенными до декабря, когда новый альбом был представлен в Москве, Петербурге и Минске. В осенние месяцы «Ночные Снайперы» успевают посетить с новой концертной программой более 30 городов России – уникальным бонусом для каждого зрителя этих концертов становится диск с альбомом «4» в подарок. Продолжается тур в поддержку альбома и в следующем, 2013 году – но уже под новым названием: «Выжить вопреки» (на эту идею Диану наталкивает мощный флешмоб, организованный питерской публикой).

2013 год был для «Ночных Снайперов» необычным. В честь 20-летнего юбилея группы Диана Арбенина весной этого года проводит несколько акустических концертов, и в это же время записывает на своей домашней студии двойной CD «Акустика. Песни как они есть». На первом из дисков альбома оказываются собраны редкие песни прошлых лет – некоторые из них давно не исполнялись даже на квартирниках; второй диск «Акустики» удивил поклонников небывалым количеством премьер: более половины из 15 представленных здесь песен публика услышала впервые. Продолжается акустический тур с новыми песнями и осенью 2013-го. Кульминацией же юбилейных торжеств в этом году становится декабрьский концерт в «Крокусе». В его первом отделении снайперская акустика впервые звучит для огромной, почти семитысячной аудитории. Второе отделение, электрическое, оказывается концептуально выстроенным в обратно-хронологическом порядке: здесь звучат избранные песни из  всех официальных снайперских альбомов, от «4» до «Рубежа».

Следующий альбом, «Мальчик на шаре», во многом становится экспериментальным. Диана Арбенина записывает его в январе 2014 года в Таиланде (правда, при поддержке все того же киевского саундпродюсера Евгена Ступки), впервые пригласив для студийной работы не постоянных участников группы, а сессионных музыкантов. Еще одним новшеством становится сам принцип формирования материала: музыканты записывали свои партии не сольно, а все вместе, «как на концерте». Релиз альбома состоялся в июле 2014 года; презентации в Москве и Питере на этот раз совпали с праздничными концертами в честь дня рождения Дианы. Большая часть песен МНШ ранее была знакома публике в акустическом варианте, хотя несколько композиций с альбома стали абсолютными премьерами. Тур в поддержку «Мальчика на шаре» начался в сентябре и охватил 9 стран ближнего и дальнего зарубежья; продолжились гастроли следующей весной.

Часть осени 2014 года «Ночные Снайперы» проводят в студии: Диана Арбенина сообщает, что началась работа над записью сразу двух новых альбомов. Один из них должен стать первым полностью англоязычным снайперским изданием. Некоторые из песен, которые в него войдут, уже известны зрителям по концертам – в электрическом и акустическом вариантах. 

Отметим, что далеко не все концертные программы «Ночных Снайперов» нашли отражение в дискографии группы. Многие уникальные наработки остались в памяти только в своем концертном воплощении. Пожалуй, самым масштабным из таких проектов можно назвать недавние совместные концерты «Снайперов» с симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Два больших концерта, на которых песни «Снайперов» были представлены в необыкновенной оркестровой аранжировке, прошли в конце 2015 года в московском «Крокусе» и питерском БКЗ «Октябрьский». 

Следующий номерной снайперский альбом, анонсированный в октябре 2014, вышел в свет в 2016 году под названием «выживут только влюбленные». Вся работа по записи и сведению альбома ВТВ впервые в полном объеме проводится в Москве и завершается в августе 2015. В последующие месяцы несколько треков с альбома «выстреливают» радиосинглами в «Чартовой дюжине»; официальный релиз альбома «Снайперы» откладывают до февраля 2016 года. 5 февраля альбом «выживут только влюбленные» становится доступен для скачивания на iTunes и поступает в продажу на дисках, а за день до этого в московском «Мумий Тролль Баре» проходит пресс-конференция и необъявленный концерт, на котором зрители впервые знакомятся с альбомом в целом. Большие столичные презентации проходят в начале марта: в московской «Арене»  и питерском клубе А2.

В феврале стартует и глобальный ВТВ-тур: начавшись в ближнем Подмосковье, он прокатывается по всей России, к концу апреля достигает Европы, а в мае – и североамериканского континента. Только в первой половине 2016 года группа дает более 70 концертов в городах России и 10 других стран. Альбом ВТВ в рекордные для российских релизов сроки обретает сначала золотой, а вскоре и платиновый статус по итогам продаж. Продолжение ВТВ-тура запланировано на осень текущего года: в афише «Ночных Снайперов» уже отмечено несколько десятков городов для предстоящих гастролей. Завершить же 2016 год «Ночные Снайперы» собираются ноябрьскими грандиозными шоу в Ледовых дворцах Москвы и Петербурга. 

***

За 23 года своей творческой жизни "Ночные Снайперы" успели:

- сыграть почти 2000 концертов;

- посетить с гастролями 35 стран;

- объехать в турах 155 городов России, 54 города в странах ближнего зарубежья и 55 городов в других странах мира!

Если умножить 2000 концертов на 2 часа (как среднюю продолжительность) и разделить на 24 - то получится 166,5 суток непрерывного рок-н-ролла! Но снайперский марафон продолжается!