Диана Арбенина: «Война выгодна только ненормальным людям»
Корреспондент «Новых Известий» встретился с Дианой АРБЕНИНОЙ в непростое для музыканта время: отменены почти все концерты ее группы «Ночные Снайперы», а по телевидению ее лично обвиняют чуть ли не в предательстве. Поэтому разговор начался не с творчества, а с обсуждения трусости провинциальных властей, придумывающих странные поводы для запретов выступлений.
– Диана, ваш запланированный тур фактически отменен?
– Да. Большинство концертов слетели.
– А как мотивируют эти отмены?
– Крыша протекла.
– О, знакомый почерк. У «Океана Эльзы» весной тоже протекала.
– Видимо, это та же самая крыша. Где-то ремонт начался внезапно, где-то площадка понадобилась, хотя договор аренды уже был заключен. Организаторы, а они почти во всех городах разные, боролись до последнего, переносили концерты из залов, откуда нас выкидывали, в клубы. Некоторым говорили, что провести они концерт могут, но это будет его последний концерт в этом городе. Впрямую никто ничего не говорит, боятся. И, кстати, в первый раз организаторы не жалуются на сборы. Это ведь была бы замечательная отмазка: «Вы не собираете» или «Вы собираете не так, как нам хотелось бы». Но нет – залы проданы, а концертов не будет. Я думаю 24 часа в сутки о том, что со мной происходит. Хорошо, что есть творчество и дети, иначе я сошла бы с ума. Когда просыпаешься, первые полторы минуты не помнишь всего этого, а потом оно начинает опять наваливаться, и ты вдруг понимаешь, что находишься в каком-то сюрреализме. Будто живешь не в своей стране, а в какой-то странной стране, где люди верят в полную ахинею, если ее показали по телевизору. Вот эти города – Белгород, Курск, Тверь, которые отменяют наши концерты, – они же должны ориентироваться на Москву. В Москве-то наши концерты не запрещают, только что было отличное выступление в «16 тоннах», до него в Зеленом театре на празднике города. А в губерниях, чтобы подстраховаться неизвестно от чего, на всякий случай запрещают.
– А московское поэтическое выступление на «Букмаркете» почему отменили?
– Непонятно, по какой причине. Но мне было очень приятно, что меня поддержала Вера Полозкова, отказавшись там выступать. Это единственное проявление солидарности со стороны наших артистов. Сапрыкин тоже не поехал на «Букмаркет» и, насколько я знаю, Дима Быков. На самом деле больше всего на свете я хочу играть музыку. Это то, что должен делать рок-музыкант: играть ну и призывать к нормальному мирному отношению друг к другу. Тоска накатывает, когда ощущаешь, что мир этого лишается.
– Из жюри телешоу «Артист» вы выбыли якобы из-за несовпадения графиков...
– Я врать не собираюсь. Все было в порядке до последнего времени, до выходки НТВ, вылившего на меня ушат помоев. А после этого мне просто было сказано, что я больше не принимаю участия в программе «Артист». Причины мне никто не обозначил. Но говорить о том, что у нас не совпали графики, я не буду. Вы же первый скажете: чего ты врешь? С графиками было так: для съемок попросили освободить все пятницы до конца года. Мы на это пошли, хотя любой нормальный артист пятницы, в общем, имеет в виду. В итоге мы с моим менеджером составили график так, что я с любых гастролей в пятницу улетала бы на съемки в Москву, а потом возвращалась к группе. А теперь слетели и программа, и города.
– И что теперь делать? Назад в подвалы, как в 1980-е?
– Нет, я не пойду в подвалы. Уповаю на здравый смысл, который должен возобладать. А как иначе-то? Как можно жить и не верить людям? Очень хотелось бы, чтобы мы не забывали, что в наше время допустить войну нельзя. Нужно всячески противиться этим настроениям. До чего же можно докатиться, называя народ, который был тебе братским, «украми», «укропами»? Не только отдельных оголтелых, которых везде хватает, а весь народ?! Практически у каждого в Украине есть родственники, есть общие корни. Мне бы очень хотелось, чтобы события эти улеглись и наступил мир. Я понимаю, что это странно звучит, но слово «война» звучит страшно. Я хочу, чтобы в Украине не отменялись концерты по вине самих рокеров – там же тоже есть поклонники, которые оказываются в культурной изоляции. Им так же не нужна эта война, как и нам. Мне воспитанница пишет sms из Киева: «Я вышла за круассанами, и рядом прогремел взрыв». И я понимаю, что она могла никогда не прислать мне это сообщение, ей просто повезло. Не знаю... Это ужасное время, в котором мы живем. Самое главное – попытаться остаться в здравом уме и не поддаться этому ультрапатриотическому гону. К любви к родине это точно никакого отношения не имеет. Я люблю свою страну. Я не собираюсь этим кичиться. И почему я должна отстаивать свое право заявлять о том, что не хочу ссоры Украины и России? Что в этих словах предосудительного?
– Они не в тренде сейчас.
– А мне плевать на тренды. Я все равно буду повторять, что войны быть не должно. Вы знаете, я сегодня была в гитарной компании Gibson, мы с ними сотрудничаем. И вот мы разговаривали о том, чтобы выпустить именную гитару, а они сидят и грустно говорят: война, конечно, не способствует продаже гитар. А война ничему не способствует, она выгодна только ненормальным людям и тем, кто хочет нажиться. Но их же меньше, чем нормальных.
– Некоторые музыканты съездили в Украину, и их записали в «друзья хунты». Другие музыканты, наоборот, сказали: «Путин прав, Крым наш, Обама козел» – и теперь удивляются, что их не пускают в Европу и Штаты. Большинство просто помалкивают, надеясь проскочить. Если бы вы заранее знали, как отреагируют «патриоты», вы были бы более осторожны в высказываниях?
– Я ничего криминального не сказала. Я обратилась к своим поклонникам, которые пришли на концерт в Киеве 3 июля. Это был один из пяти концертов в честь моего 40-летия – еще были выступления в Сочи, Москве, Питере и Одессе. Когда мы ехали в Одессу, нам позвонили из Министерства культуры и попросили почтить память погибших в Доме профсоюзов. Это было очень трогательно. Когда я собиралась в Киев, мне позвонила организатор этого концерта Катя Судоргина, с которой мы работаем сто лет и которую знают все рокеры нашей страны. Спросила, что я делаю. «Пакую чемодан». – «А вы приедете точно?» И в этот момент мне стало стыдно, потому что я поняла, что Катю кинули практически все. Я к политике отношения не имею, но у меня есть моя работа, мои поклонники. Поэтому в Киеве я вышла на сцену и сказала: я очень благодарна, что вы поверили, что я приеду, и пришли. И я попросила прощения за российских рок-музыкантов, которые «не приехали поддержать вас в страшное для Украины время». И что мне очень бы не хотелось братоубийственной войны между нашими народами. Вот все, что я сказала. Могла ли я представить, что эти подлецы, которые работают на центральных каналах, всё это извратят, вывернут и расскажут, что я извинилась за Россию? С какой стати я могла извиняться за Россию, кто я? Если бы я знала эту реакцию заранее, знаете, что я бы сделала? Я бы сказала это еще раз – только медленно, с расстановкой и так, чтобы еще сильнее запомнили. Пена схлынет, и те люди, которые меня слышали, скажут, что я призывала к миру. К чему еще может призывать рок-музыкант, которому не все равно?.. Время двойных стандартов. Люди ничего не понимают, пока их лично это не коснется. Но зачем до этого доводить?
– Диана, давайте теперь о творчестве. Довольны ли вы новым составом «Ночных снайперов»?
– Да, обоюдное желание работать у нас теперь есть. Мы попрощались с соло-гитаристом и клавишником. Причем клавиш сейчас вообще нет в составе, я захотела поработать исключительно с гитарным звуком. Мы познакомились с клевым прогрессивным гитаристом Денисом Ждановым, который работал с Паштетом и с Марой. И нас теперь на сцене четверо. Музыканты молодые, здоровые, неравнодушные, постоянно варящиеся в музыке.
– Многие думают, что «Ночные сцнайперы» – это Диана Арбенина плюс кто-то еще. Как на самом деле выглядит ваше совместное творчество?
– Зачем же людей обижать? С барабанщиком Митей, например, мы уже 13 лет вместе играем. Песни пишу я, но работаем над ними мы вместе. Я довольно много сочиняю, хотя не ставлю себе никаких целей, к примеру, написать две песни в месяц или три. Ну вот просто как есть, так есть. Когда музыканты не просто стоят на сцене и получают деньги, а спрашивают про новые песни, хотят писать, творить – вот тогда в группе есть сотворчество. Сейчас оно есть, и у нас, кстати, новая пластинка уже «на мази». А еще я хочу в качестве маленького эксперимента написать пару песен на английском языке. Почему нет?
– Когда планируете выпустить альбом?
– Пока вообще непонятно, что будет происходить со звукозаписью и выпуском. «Мальчик на шаре» вышел в июле, мы с вами знаем, что это сольная пластинка, но многие-то считают, что это пластинка «Снайперов». Поэтому до конца этого года я ничего нового не буду выпускать точно. Разве что англоязычные вещи, которые не войдут, понятно, в номерной альбом.
– Саунд тоже изменится?
– Будет гитарный «плотняк», то, что мы называем стеной звука. И будет, вероятно, несколько жестче, чем с клавишами. Я, кстати, не говорю, что навсегда отказалась от клавиш, но сейчас ощущаю необходимость поработать по-другому.
– К 20-летию «Снайперов» выпущен бокс-сет с полным каталогом. Это ваш подарок поклонникам или себе?
– Упаси господи! Не могу себя представить сидящей и переслушивающей собственный каталог. Это была инициатива компании «Никитин», у которой до 2016 года права на альбомы. Они решили выпустить дискографию, и в год 20-летия группы это показалось мне уместным. Но пришлось выдержать бой по поводу оформления, потому что у издателя были совершенно другие идеи. Они предлагали вариант, напоминающий оформление «Золотого граммофона». Так что мы бились за свой дизайн, и они пошли навстречу.
– Расскажите о новом двухтомнике.
– Это опять-таки связано с 20-летием группы. Идея была не моя, а издательства, которое и раньше мои книги выпускало. Они предложили замахнуться на двухтомник. Я не очень представляла, что туда может войти: ну, вот стихотворения есть... «Круто, – сказали в издательстве, – а что еще?» И я им предложила еще свою прозу. В «Спринтер» вошли стихотворения и проза, а в «Сталкер» – все песни. На тот момент все, сейчас их уже больше.
– А мемуары они вам не заказывали?
– Я бы не согласилась. Мне 40 лет всего, рано тратить время на это, надо хотя бы до «полтоса» дотянуть.
– Кроме того, у вас вышел фильм-концерт Unplugged.
– Это придумала режиссер Лиза Канунникова. Она смонтировала наш акустический концерт и съемки на бэкстейдже. У нее очень хороший глаз. У нее все интересно получается.
– У фильма будет прокат?
– Да, сейчас ребята ведут переговоры, но сложно сказать, что будет. У нас же сейчас концерты один за одним отменяют на местах... Тут бы с концертом приехать, а прокат фильма – ну, уж как получится.
– Да, обоюдное желание работать у нас теперь есть. Мы попрощались с соло-гитаристом и клавишником. Причем клавиш сейчас вообще нет в составе, я захотела поработать исключительно с гитарным звуком. Мы познакомились с клевым прогрессивным гитаристом Денисом Ждановым, который работал с Паштетом и с Марой. И нас теперь на сцене четверо. Музыканты молодые, здоровые, неравнодушные, постоянно варящиеся в музыке.
– Многие думают, что «Ночные сцнайперы» – это Диана Арбенина плюс кто-то еще. Как на самом деле выглядит ваше совместное творчество?
– Зачем же людей обижать? С барабанщиком Митей, например, мы уже 13 лет вместе играем. Песни пишу я, но работаем над ними мы вместе. Я довольно много сочиняю, хотя не ставлю себе никаких целей, к примеру, написать две песни в месяц или три. Ну вот просто как есть, так есть. Когда музыканты не просто стоят на сцене и получают деньги, а спрашивают про новые песни, хотят писать, творить – вот тогда в группе есть сотворчество. Сейчас оно есть, и у нас, кстати, новая пластинка уже «на мази». А еще я хочу в качестве маленького эксперимента написать пару песен на английском языке. Почему нет?
– Когда планируете выпустить альбом?
– Пока вообще непонятно, что будет происходить со звукозаписью и выпуском. «Мальчик на шаре» вышел в июле, мы с вами знаем, что это сольная пластинка, но многие-то считают, что это пластинка «Снайперов». Поэтому до конца этого года я ничего нового не буду выпускать точно. Разве что англоязычные вещи, которые не войдут, понятно, в номерной альбом.
– Саунд тоже изменится?
– Будет гитарный «плотняк», то, что мы называем стеной звука. И будет, вероятно, несколько жестче, чем с клавишами. Я, кстати, не говорю, что навсегда отказалась от клавиш, но сейчас ощущаю необходимость поработать по-другому.
– К 20-летию «Снайперов» выпущен бокс-сет с полным каталогом. Это ваш подарок поклонникам или себе?
– Упаси господи! Не могу себя представить сидящей и переслушивающей собственный каталог. Это была инициатива компании «Никитин», у которой до 2016 года права на альбомы. Они решили выпустить дискографию, и в год 20-летия группы это показалось мне уместным. Но пришлось выдержать бой по поводу оформления, потому что у издателя были совершенно другие идеи. Они предлагали вариант, напоминающий оформление «Золотого граммофона». Так что мы бились за свой дизайн, и они пошли навстречу.
– Расскажите о новом двухтомнике.
– Это опять-таки связано с 20-летием группы. Идея была не моя, а издательства, которое и раньше мои книги выпускало. Они предложили замахнуться на двухтомник. Я не очень представляла, что туда может войти: ну, вот стихотворения есть... «Круто, – сказали в издательстве, – а что еще?» И я им предложила еще свою прозу. В «Спринтер» вошли стихотворения и проза, а в «Сталкер» – все песни. На тот момент все, сейчас их уже больше.
– А мемуары они вам не заказывали?
– Я бы не согласилась. Мне 40 лет всего, рано тратить время на это, надо хотя бы до «полтоса» дотянуть.
– Кроме того, у вас вышел фильм-концерт Unplugged.
– Это придумала режиссер Лиза Канунникова. Она смонтировала наш акустический концерт и съемки на бэкстейдже. У нее очень хороший глаз. У нее все интересно получается.
– У фильма будет прокат?
– Да, сейчас ребята ведут переговоры, но сложно сказать, что будет. У нас же сейчас концерты один за одним отменяют на местах... Тут бы с концертом приехать, а прокат фильма – ну, уж как получится.
СПРАВКА «НИ»
Диана АРБЕНИНА – российская певица, музыкант, автор песен, лидер рок-группы «Ночные снайперы». Родилась 8 июля 1974 года в Воложине Минской области Белорусской ССР. В 1992–1993 годах Арбенина училась в Магаданском государственном педагогическом институте (факультет иностранных языков), затем в Санкт-Петербургском государственном университете (филологический факультет, отделение «русский язык как иностранный»). Свои первые песни начала писать в 1991 году. В частности, 1991 годом датируется одна из самых известных ее песен – «Рубеж». На сегодняшний день Диана является автором более 200 песен и многих десятков стихотворений (которые она предпочитает называть «антипеснями»). После ухода Светланы Сургановой из группы «Ночные снайперы» в 2002 году Арбенина стала единственной вокалисткой коллектива. 3 июля 2014 года Диана Арбенина выступила с концертом в Киеве, после чего в целом ряде российских городов были неожиданно отменены запланированные ранее выступления группы.
Корреспондент - Алексей Мажаев
Источник - «Новые известия»
Похожие новости:
- Интервью на Radio Chocolate (98 FM)
- Диана Арбенина: "Отсыпаюсь в самолетах"
- Интервью Дианы Арбениной газете Ginza News
- Интервью журналу S7: "Симфонический подход"
- Диана Арбенина: «Иногда я устаю от слов. И тогда наступает день молчания»
- Русский репортер: «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»
- Интервью на Радио Ранак (Светлогорск)
- О строительстве Студии Снайперов: "Все будет правильно и хорошо!"
- "Не бывает так, чтобы ты улыбался, а жизнь тебя пинала"
- Диана Арбенина и Чулпан Хаматова на телеканале "Дождь"