TELE.RU: Диана Арбенина: «Я постоянно тоскую по детям»
Лидер российской рок-группы «Ночные Снайперы» рассказала в интервью о том, как совмещает работу и воспитание двойняшек — Марты и Артема.
Почти четыре года назад, в феврале 2010-го, жизнь Дианы Арбениной, по ее словам, разделилась на «до» и «после». Именно тогда она стала мамой. В интервью «ТН» Диана рассказала о том, как совмещает работу и воспитание двойняшек — Марты и Артема.
— У меня этот водораздел — «до» и «после» — очень четкий. До детей я жила абсолютно рок-н-ролльной жизнью: концерты, компании, гулянки и все, что с этим связано. Я неслась и неслась. А в какой-то момент поняла, что это пустое и надо срочно что-то менять. И очень, кстати, вовремя, потому что многие мои коллеги, которые не могут затормозить всю эту круговерть вокруг себя, по-иному заканчивают.
— Дети, да еще когда их двое, отнимают все свободное время. Не было мыслей: «Обидно, мои-то там сейчас тусуются...»?
— Подобное состояние я пережила чуть раньше, в 2006 году, когда начала активно писать стихи. До этого рождались только песни, а тут вдруг лавиной пошла поэзия. Я сидела и писала, писала, писала. А все остальные гуляли, гуляли и гуляли. Иногда я задумывалась: «Почему я не с ними?», но остановиться не могла и день за днем выбирала стихи, а не водку. Желание бесконечно развлекаться ушло само собой. А уж с появлением детей даже мысли такой не возникло. Пусть они себе там гуляют, ради Бога. Самое главное для женщины — это семья. Нет, бывает, когда девочка, влюбившись в мальчика, случайно рожает в 16 лет. Тогда она, конечно, будет сидеть у окна и с тоской глядеть на улицу. Но когда дети рождаются в 35 лет и мама осознанно подошла к этому вопросу, никаких метаний уже нет.
— Сразу с двумя сложно управляться?
— Когда родились Марта и Артем, мне говорили: «Какая ты счастливая — сразу двойня! Это так просто! Они будут играть друг с другом, а ты им и не понадобишься». В том, что реальность совершенно не соответствует той радужной картине, я убедилась с первых же дней. Дети жили в разном режиме, не интересовались друг другом, а от меня каждый требовал внимания. Только в этом году летом брат с сестрой наконец-то друг друга заметили. Прямо вот посмотрели — и искра пробежала. Они мгновенно стали бандой, сплоченным коллективом, дружно крушащим все вокруг — в магазинах, дома, в гостях. Я схватилась за голову, но этот этап, слава Богу, уже сменился другим: дети влюбились друг в друга. Недавно мы стояли с Мартой, видим — идет ее брат, несет букет. Я думаю: «Как приятно, когда сын дарит маме цветы». Но тут он старательно меня обошел и протянул букет сестре: «Маута, это тебе!» Марта, несмотря на то что младше Артема на две (!) минуты, строгая, взрослая и рассудительная, очень трогательно ухаживает за братом, помогает одеваться, обуваться. Но мозги у парня работают отлично. Например, на ночь читаем книгу. Марта внимательно слушает, а Тема скачет по комнате, вертится, перебивает меня. Но при этом все слышит, запоминает и при случае цитирует.
— Главная проблема любой работающей мамы — совместить семью и работу. Думаю, что музыкантам с их специфическим ритмом жизни сделать это еще сложнее. Как удается вам?
— Честно говоря, плохо удается. Я постоянно тоскую по детям, кляну себя за то, что не могу жить как все нормальные мамы, возвращаясь каждый вечер домой. Делаю все возможное, чтобы высвободить время. Летом теперь обязательно ухожу в отпуск. Это не нравится моему коллективу, но я заявляю: «Уезжаю. Все. Точка». Исключение — традиционный концерт на мой день рождения, 8 июля, и фестиваль «Нашествие». Или, например, раньше я отыгрывала пять концертов подряд, устраивала двухдневный перерыв — и снова пять концертов. Сейчас говорю: нет, давайте лучше подряд все десять сыграем и быстрее домой вернемся! Но ведь я не робот — не могу с одинаковым воодушевлением петь столько дней подряд. Да и за спиной у меня целый коллектив, им тоже отдыхать надо. Приходится балансировать. Но изменить жизнь и пойти работать в офис на нормированный день я не могу — путь выбран, и я по нему иду уже 20 лет. Сидеть дома, варя кашу изо дня в день, не могу тоже. Я все равно буду петь, моя обязанность — реализовать то, что мне дал Бог. И потом, я уверена, что счастливая мама, видящая детей урывками, может дать им неизмеримо больше, чем недовольная жизнью домохозяйка. Знаете, когда наступает полная гармония? Когда в зале сидит твой ребенок. Смотрю со сцены и думаю: «Какой кайф! Ничего больше не надо!» Брать на концерты сразу двоих я пока не рискую. А по отдельности они могут сидеть, вдумчиво слушать. У них есть уже любимые песни, правда, вкусы и здесь не совпадают. Марта недавно, одеваясь в садик, вдруг запела: «По небу летят самолеты…» (есть у меня такой вальс, посвященный Булату Окуджаве). А Тема в машине попросил: «Мама, а можно послушать песню «Вдруг проскочим?» Ничего себе, думаю, совсем недетская песня.
— Любимые игрушки у них есть?
— Насчет игрушек у нас пока спокойно. Любимого мишки или собаки, как у многих из нас в детстве было, у них нет. Тема очень любит самолеты, буквально трясется, когда их видит. А Марту гораздо больше волнует одежда. Она классическая девочка, ей нравятся маечки с кисами и зайчиками, рюшечки и цветочки. И строго платья — джинсы можно уговорить надеть с большим трудом. Чаще всего слышу: «Мама! В джинсах?! Не пойду». Более того, ей не нравится, что я люблю носить джинсы. Тема пока, слава Богу, надевает что дают. Колготки вот только презирает, считает, что они для девочек. Больше всего и сын, и дочь интересуются людьми. Обожают наблюдать за взрослыми, которые приходят в гости, будут до ночи смотреть и слушать — не выпроводишь в детскую.
Недавно мы впервые были в зоопарке. Я специально дожидалась возраста, когда дети хоть что-то смогут понять. Теме понравились жирафы, а Марта почему-то особенно оценила водоплавающих птиц — уточек всяких, гусей. Но их ненадолго хватило, через полтора часа заголосили: «Мама, мама, пойдем домой!»
— Дети звонят, когда вы на гастролях?
— Да, постоянно. Но Марта специфически общается: держит трубку и молчит. Когда же телефон берет Тема, его не остановить: «Мама, а ты где? На концерте? А сколько тебе концертов осталось?» Я говорю: «Четыре». — «А! Один?» Я повторяю: «Четыре». — «Один?» И так бесконечно.
— Какие книги вы им читаете?
— На которых росла сама. И мне просто необходимо, чтобы во взрослом возрасте они любили читать. Я сама научилась читать, если верить родителям, в три года. Все детство и отрочество провела за книгами. Вчера мы читали Хармса: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. Запер домик на замочек и пошел в универмаг покупать себе платочек, лампу, зонтик и гамак». Дети слушали и сами пытались досочинить.
Получилась, конечно, тарабарщина, но слушать ее ужасно интересно.
Многие современные мультики мимо нас проходят — я только классику детям ставлю. Дом обязательно должен быть оазисом вкуса (я сейчас не имею в виду идеального или высокого, важно, что твоего собственного). И взрослый обязан внушить ребенку, пока тот еще маленький, что такое хорошо и что такое плохо.
Но главное, безусловно, они должны чувствовать, что их любят любыми. Тогда им все по плечу. И тогда они будут тебе доверять, и тогда их можно хотя бы чуть-чуть оградить от внешнего мира, от кошмара, который творится сейчас повсеместно. Мне страшно их растить в таком сложном городе, как Москва, но поскольку уезжать мы никуда не собираемся, надо создать внутри семьи свой микрокосмос. Здесь внизу, на Арбате, под нашими окнами, собираются бомжи. Лица у них соответствующие, одежда живописная. И они ровно в девять утра начинают бухать. Как-то мы с Мартой выходим из дома, она замечает эту компанию и смотрит на них заинтересованно. «Мам, а что они делают?» — «Они ничего не делают. Нигде не работают. Видишь, какие они?» — «Они страшные». — «Да. Потому что это очень плохо — ничего не делать и нигде не работать». Я стараюсь на понятном ей языке уже сейчас донести мысли о том, как нельзя жить ни при каком раскладе.
— Как бы вы отнеслись к тому, что дети, когда вырастут, решат уехать из Москвы куда-нибудь в другой город или страну?
— Пусть сами решают, где им жить. Взрослые — это сколько лет? Восемнадцать? Я ушла из дома в 19. Уехала в Питер. И родители, особенно мама, не поняли и не приняли тогда моего поступка. По их плану я должна была окончить институт и уехать работать на Аляску. Из Магадана многие ездят в Америку на практику, а потом там остаются. Мама до сих пор, наверное, думает, что моя жизнь могла бы сложиться как-то иначе, лучше, успешнее. И в данный момент моя самая сложная работа над собой как раз и заключается в том, чтобы привыкнуть к мысли: у тебя не получится определить судьбу детей. Ты можешь нашпиговать их любовью, воспитанием, знаниями — всем, чем посчитаешь нужным, но дальше они будут решать сами. Они не твой придаток, у них своя жизнь. Я, к примеру, уже сейчас вижу, что у Темы неплохой слух. Но если он скажет в какой-то момент: «Мама, я на гитару смотреть не могу!», я отвечу: «Знаешь что, сынок? Ты музыкальную школу окончи, а дальше, ради Бога, поступай как хочешь». Да, на образовании я буду настаивать — это нужно.
— Вы издали уже несколько сборников своих стихов. Надо ли поклонникам ваших песен опасаться, что скоро вы окончательно превратитесь из музыканта в поэта?
— Ничуть! Концерты будут по-прежнему оставаться основным видом моего творчества. Вот, к примеру, 5 декабря я дам большой юбилейный концерт в КЗ «Крокус Сити Холл». Но литературные эксперименты планирую продолжать. Летом я несколько раз проводила чтения в рамках проекта «Книги в парках», открывала фестиваль «BookMarket», в начале сентября читала на Московской книжной ярмарке. В первый раз — в парке Горького — решила перемежать стихи песнями, которые более привычны поклонникам. Но я поняла, что люди хотят слушать и просто поэзию. С концертами тоже продолжаю экспериментировать. Мой юбилейный мы ставим вместе с Кириллом Серебренниковым. Его я люблю с тех пор, как посмотрела «Лес» Островского. Это был очень смешной и острый спектакль. Мне кажется, что рок-н-ролльный концерт у него должен получиться замечательно. По крайней мере, оригинальным будет точно, ведь это дебют Серебренникова в качестве концертного режиссера.
— А юбилейный он почему?
— 20 лет назад я написала не одну, а целых три первые песни: «Голубой слон», «Я раскрашивал небо» и «Тоска». Обычно музыканты песни сызмальства пишут, а я сначала исключительно слушала: Булата Окуджаву, Гребенщикова и Майка Науменко, AC/DC — мешанина была в голове несусветная. А потом все выровнялось, и меня пробило на собственные произведения. Время пришло, да и влюбилась я тогда крепко, а это, как вы понимаете, способствует сочинительству. И с тех пор пишу. Недавно вот презентовали вместе с Чулпан Хаматовой новый клип на песню «Иди ко мне» — очень любопытный симбиоз режиссуры Аллы Сигаловой, танца Хаматовой и моей песни. Нас с Чулпан вообще многое связывает. Если бы вместе росли или учились, то, наверное, были бы дружбанами с детства. Что касается помощи детям — готова всегда. Я смотрю на своих и думаю: а каково жить тем, у кого родителей нет?! Это просто убивает, я сразу начинаю плакать. Представляю, как малыши лежат в детдоме в своих кроватках никому не нужные. А их же надо на ручки брать, тетешкаться с ними все время. Тогда они научатся кому-то дарить свою любовь. А они растут одинокими, и через 20 лет оказываются вот здесь, на Арбате, где с утра у них начинается «культурная программа» с распитием винно-водочных изделий. И это в лучшем случае! Я убеждена, что такие вещи взаимосвязаны. Думаю, что года через два усыновлю ребеночка. Своих, конечно, хватает. Но взять из детдома и спасти хотя бы одного малыша — это значит пусть и немного, но улучшить наш мир.
Источник: http://www.tele.ru/
- …
- HARPER’S BAZAAR: "Для тех, кто не любит бег"
- Ночные Снайперы на вручении Национальной музыкальной премии-2016
- Диана Арбенина о Бобе Дилане
- Диана Арбенина: "Чтобы хотеть жить"
- Диана Арбенина: «Карелия — самый сексуальный регион»
- Unplugged в Консерватории: фоторепортаж от LIVE-MUSIC.SU
- Диана Арбенина собрала полный зал в Пензенском драмтеатре
- "Прямая речь" с Дмитрием Быковым: фоторепортаж из МК
- Диана Арбенина на вологодском радио "Премьер"