«4»: романтическая революция Дианы Арбениной свершилась и в столице

Женщина

с глазами огненной саламандры…

В них когда-то сошлись

нежность солнечной хризантемы

и холод стального меча,

В ней -

и культура вины, и культура стыда.


Первый день декабря. Москва. Концертный зал Stadium Live. Презентация нового студийного альбома «Ночных Снайперов» - «4. Изобретение музыки». Вопреки традиции гастрольных туров сначала новую программу, пришедшую к Арбениной во сне и воплощённую «Снайперами» летом, увидели в регионах. Сделав первый, но не робкий шаг 13 сентября, она от города к городу быстро входила в силу, обильно питаясь чувствами слушателей, музыкантов, и, конечно, Дианы. Три месяца ожидания того стоили: творец и его дитя врастали, пускали корни друг в друга - и, наконец, предстали перед московскими поклонниками в своём лучшем виде. Столичной публике достались заветные сливки.

Зрители заполнили все уровни огромного танцевального партера, ложи Stadium Live - одного из крупнейших концертных залов Москвы, рассчитанного на восемь тысяч человек. И вот это сонмище людское, бурлящее от нетерпения в предчувствии такой долгожданной, а теперь скорой встречи с любимой группой, открылось перед «Ночными Снайперами». «С чёрной дырою в сердце…», - вступила Арбенина со стихотворением от 17 августа нынешнего года, возникшим от невозможности молчать, как акт отдельной личности в защиту демократии в своей стране. А между тем её изображение, попавшее в границы двух экранов, распадалось на кубы: рука, сжатая в кулак, силуэт, застывший в напряжении, лицо, отражающее постоянное движение мысли, внутреннюю борьбу, которую она не прекращает вести. Собственно, об этом Диана и слагает, и читает, и говорит, и поёт: речь о борьбе – борьбе за свободу, любовь, сохранение себя, возможность следовать собственному пути…

И этот воин – один из немногих, кто живёт своей жизнью. Зависит артистка лишь от слушателя и, если и попадает в клетку, то только иллюзорную - от перекрещивающихся лучей прожекторов, выхватывающих её фигуру из мрака сцены. Видимо, поэтому столкновения с «Ночными Снайперами» бесследно не проходят, а слова, прозвучавшие из уст Арбениной, подобны вбитым гвоздям – их уже не достать, они слишком глубоко проникли в головы и сердца.

«Толиутротолиночь», «Поговори со мною, Ольга!», «Что мы делали прошлым летом», «Абсолюты», «Гугл», «Амели в аду»… Произведения, объединённые в «4» и преподнесённые публике, в них Диана осмысливает то невыразимое, что рождается где-то глубоко внутри и требует выхода наружу. Срывает свои и наши маски, рушит свои и наши барьеры. Она максимально приблизилась к тому, чтобы быть понятой: находит массу способов – слов и форм, чтобы мы прочувствовали и осознали, делает нас свидетелями того, что совершается здесь и сейчас на сцене, а значит, сопричастными. А темы всё те же. Не случайно органично в программе «4» переплетены новые песни и песни прошлых лет: «Коктебель» и «Стань моей птицей» («Бонни&Клайд»), «Россия, 37» («Рубеж»), «Охота и на волчат» и «Катастрофически» («Цунами»)… Просто слушать и думать над тем, что слышишь, просто чувствовать, просто дышать вместе с ней...

«Добрый вечер, Москва!», - прокричит Диана - и сцена потонет в рубиновом свете. Настроение у неё в тот вечер будет особенным - она долго шла к этому концерту. Публика тут же это уловит, и то взаимодействие, которое между ними сложится, будет походить на отношения двух влюблённых и невероятно близких друг другу людей.

Будет место игре. «Рыба. Лодки. Глупость. И тоска», - даст Арбенина вот такие ключи к «Бунину». Разгадывайте! (Кстати, сингл Арбенина посвятила десанту из Казани. Будучи там с концертом, Диана была впечатлена приёмом, который ей оказали, и пригласила более пятидесяти человек на концерт московский. И здесь они порадуют её не раз).

Будет место поддержке. Зал подхватит слова песни, сотни ладошек, поднятых вверх, будет отстукивать её ритм. А во время исполнения «Аистов» люди поднимут множество бумажных птиц - аисты замашут своими крыльями. «Иди ко мне» – в воздухе плакаты «Казани нравится смотреть на тебя». Hello! Saludo! Salut! Привiт! Привет! – приветствия на разных языках мира появятся во время There Is No Good In Goodbye. Словно рой светляков заполнит всё – это зажгут огоньки во время «Нецке».

Будет место дару. «Если музыка приходит к нам безвозмездно, то почему мы её продаём? Поверьте: такой кайф дарить вам её, а не продавать. Мы продолжим эту практику. Мне кажется она единственно верная», - пояснит лидер «Ночных Снайперов» бесплатную раздачу нового альбома всем пришедшим на концерт.

Будет место легенде. «Четыре тысячи лет назад появился удивительный организм. «Аквариум» - так его назвали. Вожак стаи - БГ - придумал форму отношения жизни к смерти», - поведала Арбенина. Песня «Небо становится ближе» группы «Аквариум» в интерпретации «Ночных Снайперов» много динамичнее – она вселяет решимость, воодушевляет на новое начало и побуждает к действию. Когда она звучала, казалось: дали бы Диане крылья – взлетела бы. Без сомнений.

Будет место наставлению. Исключительно прекрасная музыка клавишных (Андрей Титков) предварит «Государство». На экране – коллажированное изображение: сгорают страницы газет, в огне исчезают тексты, а с ними уходят в прошлое личности и события, важнее которых когда-то не было. Их перемалывают жернова истории. О страшном опыте прошлого человек забывает, продолжает мимикрировать. И есть опасность, что его повторения он избежать не сможет. Арбенина возьмёт рупор и напомнит о конституционных правах. Герой её песни, пока страна «спит в метелях», как раз им будет противостоять. Решит «выжить вопреки» и продолжит движение вперёд, теряя и обретая, но идя своей дорогой. Живи своей жизнью и знай своё место - в этом и заключается ответ Дианы на вечный русский вопрос, в этом и надежда.

А за спинами «Снайперов» на протяжении концерта оживает главный экран, там транслируют видео, смонтированное специально для тура. Съёмка цикличная, то нарочито замедленная, то рапидная. Достаточно странное сочетание цветов, гнетущее трагичное,– красного и чёрного, красного и зелёного. Что изображают? Дельфинов, проглядывающий сквозь заросли месяц - как напоминания о людях, когда-то близких: они остаются лишь в эхе тысяч оставленных мест, в их ночном перешёптывании. Мегаполис, потоки машин – о быстротечности времени. Опустошённые города - о духовной несвободе, в которой сегодня пребывают миллионы, и многие из них вынуждены удалиться во внутреннюю эмиграцию.

Диану хочется осмысливать в категориях абсолютных: представлять облачённой в цвет чёрный или в цвет белый, говорить о ней как о неимоверно сильной и полной мощи, и одновременно как о хрупкой и беззащитной. Её тайна скорее в том, что никто не знает, какая она – «срединная» Арбенина. Её музыка вне времени и пространства, адресована всем и каждому в отдельности. Её концерты как мистерии – теперь уже мистерии XXI века. Она вершит революцию бытийную, социальную, романтическую в сердцах и головах своих поклонников. И в то время, пока зрители салютовали Диане, она, последняя из моритури современности, салютовала кому-то Высшему, точно зная: ей суждено возродиться в собственных строках и музыке ещё не раз, и в этом её бессмертие.

Катерина Шаронова, snipers.net.