«Я муравей, который обслуживает свой дар». Диана Арбенина — о грустном сердце, интеллигентной двуличности и недолюбленных хулиганах

В ноябре в издательстве «Бомбора» вышел сборник рассказов, эссе и поэзии Дианы Арбениной «Снежный барс» — ее первая художественная книга, о работе над которой музыкант рассказала литературному обозревателю Forbes Woman Наталье Ломыкиной 

Рок-музыкант, лидер группы «Ночные снайперы» написала художественную прозу, по силе и откровенности, пожалуй, превосходящую ее лирику. Ни один альбом, ни один концерт не рассказывал так много о самой Арбениной, как эти вымышленные истории, написанные весной во время карантина, и очень свободные эссе о карантине, о маме, об ощущении себя в мире. Рассказ как жанр, безусловно, дал ей больше свободы, но умение снайперски стрелять словом осталось. После историй об остром чувстве узнавания своего в огромном мире чужих и об одиночестве в творчестве, после рассказов о любви и смерти, которая не отменяет жизни, узнаешь о человеке самое главное — и детали, в сущности, уже не важны. 

Диана Арбенина согласилась на интервью и назначила встречу в зоне отдыха фитнес-клуба, куда пришла после тренировки: «У меня впервые интервью в фитнес-клубе, незаурядное место для разговора. Я долго думала, где нам встретиться, потому что уже отвыкла от «живых«  интервью — все так надолго ушло в онлайн. И решила, что здесь: мне тут очень комфортно. Иногда думаю, что, если бы не занималась музыкой и в какой-то степени литературой, я была бы спортсменкой. Мне спорт дает такое количество эндорфинов! И дети, конечно, со мной. У нас в семье культ тела, культ здорового образа жизни. Моя дочь Марта сейчас просто фанатеет от спорта».

— Чем вы занимаетесь?

— Общей подготовкой, йогой, боксом, большим теннисом и хочу все-таки возобновить плавание — это нагрузка, которая очень благотворно влияет на организм. И я хочу вам сказать, это так кайфово. Будь моя воля, я бы сейчас только писала и занималась спортом.

— Давайте о литературе и поговорим. Я прочла вашу новую книгу«Снежный барс», которая вот-вот выйдет. Это художественные рассказы и немного эссе. Не сложно ли вам, человеку, для которого естественный ритм — это песня и стихотворение, перейти к прозе и большему объему?

— Очень сложно. Но чем длиннее, тем интереснее. Я, конечно, заложник песенной формы. Работа над песней у меня никогда не растягивается на несколько дней или месяцев. Когда идея приходит, то я охотник, а это — дичь. Мне нужно ее схватить, уложить на лист бумаги — и песня готова. Понятно, что я сейчас упрощаю, но схема именно такая.

С рассказом тяжелее. Когда ты занимаешься литературой, с наскоку ничего не получится. Во-первых, ты должен гореть желанием читать. Но чем старше человек, тем меньше, к сожалению, у него времени на это остается. Мне, конечно, книг очень не хватает, хотя я читаю всегда, когда есть возможность. Уже даже не гнушаюсь телефона. Хотя ридера никогда не было — мне нужна именно книга. 

Во-вторых, важно не иметь страха перед белым листом.  Ты можешь нагромоздить очень много в голове, а потом открываешь компьютер — и у тебя начинается ступор. Вот этого страха во мне тоже, слава богу, нет 

И, третье — надо понимать, что это усидчивая работа. Толстой или Достоевский не сочиняли урывками, они систематически усаживались и писали. А как сохранить этот ритм? У вас каждый день разное настроение, вы по-разному чувствуете. Почему человек так интересен? Потому что он неповторим. Так вот, в литературе нужно одно и тоже настроение, один и тот же ритм текста сохранить условно на несколько лет. Как это у них получалось, я просто не понимаю! Но я дерзнула.

Очень сложно приучить себя к такому ритму, будучи уже в зрелом возрасте, — для этого, видимо, нужно иметь настойчивое желание что-то сказать.

— И оно есть?

— Черт меня дернул в январе 2020 года сказать во всеуслышание: я отменяю все концерты и фестивали летом и сажусь писать книгу. Как же я была самонадеянна! Даже если есть время, нужно понять, что ты хочешь сказать. До этого все мои выходившие книги писались и собирались длительное время (годами), не за 3 месяца. Но тут нас наказали карантином. На меня обрушилось огромное количество времени — и я, не откладывая в долгий ящик, начала писать. 

Я очень люблю писать прозу,  меня к этому тянуло всю жизнь. Когда мне задавали вопрос: «А вы еще будете писать» — я, конечно, отвечала «да». Но времени все не оставалось.... И в какой-то момент я подумала: а, может, это уже треп? Может, я уже и никогда не напишу ничего?

Так что «Снежный барс» — отчаянный шаг. Вызвать саму себя на дуэль, бросить вызов. Я его выдержала. Я понимаю, что не совсем на своей территории, ведь я музыкант и профессионально литературой не занимаюсь. Но не буду лукавить, что такое русское слово, я прекрасно понимаю. И мама — журналист, в нашей семье всегда был культ русского языка, мне это близко с детства. 

— Должна сказать, что музыкант из книги уходит не сразу. Открываешь «Снежного барса» — и он звучит голосом Дианы Арбениной. Несколько первых страниц — это просто длинная песня без музыки. Потом голос автора меняется, в нем появляется что-то совсем иное. Мне было важно, что проза стала звучать сама по себе.

— Значит, у меня все же получилось. Понимаете, существует стереотип личности. Вот, например, Том Хэнкс выпустил книгу рассказов «Уникальный экземпляр», я ее купила, читаю — и  вижу его лицо. Ты все равно отталкиваешься от того, что собой представляет этот человек.

А вот, к примеру, сейчас я зачитываюсь Айн Рэнд (влюбилась в ее книги, сейчас читаю «Источник»), и я знаю, что за текстом есть сильный человек, но я даже не знаю, как он выглядит. Да, видела когда-то ее черно-белую фотографию — сухонькая пожилая женщина, но я не слышу ее голоса, не знаю, как она двигается, и это хорошо. 

Я понимаю, что когда вы читаете «Барса», над вами просто дышит моя музыка. Но то, что она становится музыкой литературы, для меня, повторюсь, высшая оценка.

— Есть еще очень узнаваемая манера говорить. На осеннем альбоме «Ночных Снайперов» «О2» вы сделали вступления с короткими зарисовками про каждую песню, и интонация «Снежного Барса» поначалу звучит именно так — очень лично и адресно.

— Очень хорошо, что ощущение «Снайперов» потом из текста уходит, потому что для меня это совершенно разные занятия. Я в рассказах тоже остаюсь собой, конечно, но к музыке это не имеет никакого отношения. 

Я действительно кайфую от русского языка и его возможностей. Раньше я писала сложнее — очень распространенными, сложными предложениями. Я с упоением писала развернуто. Теперь же языковая философия переключилась в другой регистр. Мир стал конкретней, суше, вместе с ним изменилось письмо.

— Простой и прозрачный синтаксис делает текст очень емким.

— А это влияние мамы! Она блестящий журналист, каких сейчас вообще не делают, профессионал старой школы. Сколько раз было, что она сидела работала, печатала дома на машинке статьи, я приносила сочинение и говорила: «Мама, почитай».  Я-то была абсолютно уверена, что написала офигенное сочинение. Мне 13-14 лет, апломб, конечно! Она открывала и спрашивала: «А это в тексте зачем? А это?». Из двух листов оставалось три предложения, и я понимала, что остальное — вода, от которой можно и нужно избавиться. Мама не заставляла переписывать, но она меня, по сути, ставила на место. Я тогда поняла, что и в песне, и в стихотворении все должно быть художественно оправдано. За каждую запятую (которые я терпеть не могу), за каждую точку, за каждое междометие ты должен ответить, а не просто налить водички для объема.

Каждое слово должно быть увесистым, даже частица. Словом можно убить. И это надо помнить. Если сравнивать с песнями — я тоже анализирую себя — видно, что в песнях последних лет нет такого одиночества, той отчаянной, фатальной печали или, может быть, грусти, какая есть в этих рассказах. Для меня лично это так.

Я действительно кайфую от русского языка и его возможностей. Раньше я писала сложнее — очень распространенными, сложными предложениями. Я с упоением писала развернуто. Теперь же языковая философия переключилась в другой регистр. Мир стал конкретней, суше, вместе с ним изменилось письмо.

«Мои песни можно как угодно критиковать, ехать по ним танком — мне очень давно, простите, все равно»

— Простой и прозрачный синтаксис делает текст очень емким.

— А это влияние мамы! Она блестящий журналист, каких сейчас вообще не делают, профессионал старой школы. Сколько раз было, что она сидела работала, печатала дома на машинке статьи, я приносила сочинение и говорила: «Мама, почитай».  Я-то была абсолютно уверена, что написала офигенное сочинение. Мне 13-14 лет, апломб, конечно! Она открывала и спрашивала: «А это в тексте зачем? А это?». Из двух листов оставалось три предложения, и я понимала, что остальное — вода, от которой можно и нужно избавиться. Мама не заставляла переписывать, но она меня, по сути, ставила на место. Я тогда поняла, что и в песне, и в стихотворении все должно быть художественно оправдано. За каждую запятую (которые я терпеть не могу), за каждую точку, за каждое междометие ты должен ответить, а не просто налить водички для объема.

Каждое слово должно быть увесистым, даже частица. Словом можно убить. И это надо помнить. Если сравнивать с песнями — я тоже анализирую себя — видно, что в песнях последних лет нет такого одиночества, той отчаянной, фатальной печали или, может быть, грусти, какая есть в этих рассказах. Для меня лично это так.

— «Снежный барс», если глобально, получился о том, что жизнь без любви невозможна.

— Я не намеренно так пишу. И вообще не заигрываю со смертью, я ее не люблю. Если говорить о внутренних полюсах, у меня это все-таки плюсы, а не минусы. Но почему мои рассказы такие убийственно грустные? Я не знаю. Наверное, как бы я ни была, скажем, в детях, в спорте, как бы ни стояла обеими ногами на земле, у меня сердце грустного человека. Иначе все было бы по-другому.

— Знаете, когда я дочитала книгу, я подумала, что эти тексты мощно раскрывают вашу сущность. И должна быть высокая степень доверия, чтобы так открыться. Вам не страшно выпускать эту книгу к людям?

— Страшно. Конечно, страшно. Мои песни, например, можно как угодно критиковать, ехать по ним танком — мне очень давно, простите, все равно. И в данном случае это очень правильное ощущение, потому что, во-первых, я себе знаю цену, а во-вторых, есть публика, которая не ангажирована никем: ни СМИ, ни любовью ко мне, ни чем-то другим. Она убедила меня за все эти годы в том, что у меня очень неплохие песни.  

Похожих новостей нет.